Вечерняя Москва, № 130

Владимир Омельченко. Статья. Кому нужна альтернативная служба? Стр. 3

Как все знакомо в России! Закончился очередной призыв в ряды Вооруженных сил, пошумели газеты и другие СМИ о проблемах армии, вопросах возможной альтернативной службы — и на этом все опять закончится, до осеннего призыва. Наши законодатели пойдут на каникулы, а необходимый и очень важный законопроект “Об альтернативной гражданской службе” в очередной раз перенесут на неопределенный срок.

Люди, далекие от военной службы, сводят все проблемы, касающиеся альтернативной службы, к двум: отсутствию закона и недостаточному уровень воспитательной работы. В действительности все несколько сложнее.

Несомненно, в основе любого законопроекта об альтернативной гражданской службе должно лежать конституционное право каждого гражданина на свободу выбора. Одновременно его выбор должен всегда сочетаться со священной обязанностью защищать свое Отечество. В нашей Конституции вот уже 8 лет оговорено и право на альтернативную службу. Однако механизма воплощения в жизнь этой статьи нет.

Министерство обороны еще в октябре 2000 года внесло предложение по корректировке и поддержке в основном проекта закона, разработанного группой депутатов во главе с председателем думского Комитета по обороне Андреем Николаевым. Свои поправки и предложения внесли все министерства и ведомства, где предусмотрена военная служба по призыву. Альтернативный проект был внесен депутатом Рыбаковым. Силовым министерствам осталось лишь рассмотреть эти бумаги и представить свои заключения. Но решения так и нет. А наша молодежь не находит ответа на свои вопросы о том, как правильно поступать, чтобы были соблюдены их права при обязательном исполнении обязанностей.

Но, на мой взгляд, ни законопроекты, ни предложения министерств и ведомств не учитывают одного немаловажного фактора. Это современное состояние экономики. Несбалансированность промышленного производства, сельского хозяйства, наличие различных, не скоординированных проектов и программ по выходу из стагнации и подъему промышленности существенно снижают возможности принятия закона “Об основах альтернативной службы”.

Тем не менее государственная программа подготовки кадров на основе новой системы обучения в высших и специальных учебных заведениях позволяет получать достаточное количество специалистов, которых не хватает на предприятиях и в сельском хозяйстве. Так почему тем юношам, которые имели в вузе военную подготовку, не предоставить возможность прохождения альтернативной службы на предприятии. Конечно, это предложение можно оспаривать. Но здесь есть рациональное зерно — финансовая сторона. В этом случае оплату по альтернативной службе гражданина берет на себя то учреждение (предприятие, завод, хозяйство), где она проводится.

Мы очень много говорим об опыте западных государств, но на практике следуем своим путем. А зачем? К примеру, Германия имеет многолетнюю практику альтернативной службы на самых тяжелых и непрестижных видах работ, неквалифицированных, но подчас требующих самоотверженности, при работе с тяжелыми больными, в опасных районах. Это право государства направлять гражданина, создавая ему условия по службе и обеспечивая исполнение своего долга. При этом все основные действия расписаны в законе, а не в решениях государственных органов исполнительной власти. Так мне видится и решение вопроса об альтернативной службе в России.

Лето проходит быстро, а там очередной призыв и проблемы с “уклонистами”. Может быть, не стоит полагаться только на качество нашей воспитательной работы, а поспешить с принятием действительно хорошего, не “рамочного”, а тщательно проработанного с точки зрения механизма peaлизации, грамотного закона “Об основах альтернативной гражданской службы”.

Реклама