Новые Известия, № 67
Игорь Ванденко. Статья. “Альтернатива” наказуема. Стр. 2
Сегодня на пленарном заседании Думы депутаты предполагают рассмотреть сразу три варианта закона об альтернативной гражданской службе. Два проекта подготовлены членами палаты (в основном из правых фракций), еще один вносится от имени федерального правительства.
Вряд ли стоит рассчитывать на равную состязательность законопроектов: депутатские варианты явно либеральнее по содержанию, однако правительственный проект еще в процессе разработки столь активно презентовался через государственные СМИ, что не приходится сомневаться в его заведомой “привлекательности” для большинства думцев.
Согласно “официальному” проекту, право на альтернативную гражданскую службу может получить любой россиянин призывного возраста, придерживающийся убеждений, не позволяющих ему проходить военную службу, а также, если он является представителем “коренного малочисленного населения”, проживающего на территории России. Правительство предлагает установить четырехлетний срок прохождения АГС (в депутатских альтернативных проектах соответственно - 3 года и 30 месяцев). Этот вопрос наверняка окажется одним из самых дискуссионных в ходе обсуждения проектов. Однако, судя по предварительным кулуарным согласованиям, исполнительная власть намерена до конца отстаивать “удвоение альтернативы” по сравнению со сроком обычной военной службы. Правда, допускается, что продолжительность АГС может быть сокращена в случае, если призывник проходит альтернативную службу по профильному образованию.
Правительственным законопроектом предусматривается, что судьбу призывников, претендующих на альтернативную гражданскую службу, в общем порядке будут решать обычные призывные комиссии военкоматов. При этом прописывается более чем внушительный перечень оснований (вплоть до непунктуальности призывника), по которым претенденту может быть отказано в праве на АГС. Но главное то, что правительственный вариант (в отличие от одного из двух депутатских) предполагает введение “доказательного принципа” предоставления права на “альтернативу”. Иными словами, призывник должен будет документально подтвердить либо то, что он принадлежит действительно к малым народам России, либо то, что его убеждения на самом деле не позволяют ему брать в руки оружие.
Много вопросов, по всей видимости, вызовут и пункты законопроектов, касающиеся организации и управления альтернативной службой. В правительственном варианте предлагается сформировать специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, тогда как в депутатском проекте рекомендуется все передать в ведение Министерства труда и социального развития.
Главный “сопутствующий” вопрос дня: сколько россиян сразу после принятия закона об альтернативной гражданской службе пожелают воспользоваться предоставленной возможностью. По правительственным прогнозам, на сегодняшний день можно говорить приблизительно о 10 тысячах потенциальных “альтернативщиках”.
Суровость нового закона, судя по всему, будет зависеть от того, насколько “страшной” эта цифра может показаться большинству депутатов.