Вести.Ру, 17 января 2002 г.

Ольга Колева. Статья. Нижнему надоело ждать закона.

В Нижнем Новгороде районный суд принял историческое решение, которое может иметь общегосударственное значение. В результате - прокуроры остались с носом. Но только пока...

Администрация Нижнего Новгорода пошла на эксперимент. 21 призывнику было разрешено проходить альтернативную службу санитарами в местной больнице в течение трех лет. Однако, по мнению прокуратуры, нижегородский мэр нарушил законодательство: хотя право на прохождение АГС закреплено в российской конституции, федерального закона на сей предмет пока не существует. Поэтому прокуратура Нижегородской области потребовала прекратить эксперимент местных властей.

Тем не менее на слушаниях в нижегородском суде по иску прокуратуры к мэру города Юрию Лебедеву суд признал законным решение последнего и отклонил претензии первой. Таким образом в России создан судебный прецедент, позволяющий призывникам совершенно законно избежать службы в армии. И хотя прокуратура еще может оспорить это судебное решение, Нижний Новгород по-прежнему остается единственным городом, в котором альтернативная служба - реальность. О реакции Министерства обороны на нижегородские события пока ничего не сообщается.

Юрий Сеньков, начальник отдела прокуратуры по делам несовершеннолетних Нижегородской области:

Должен быть единый порядок, единые понятия этой службы, единые условия и какие-то правовые гарантии для лиц, которые ее проходят, именно на уровне федерации.

Мы будем эту позицию отстаивать и в дальнейшем. Я полагаю, что в течение 10 дней, установленных законом, от прокуратуры города Нижнего Новгорода будет подан конституционный протест в Нижегородский областной суд.

Ольга Голубева, судья Нижегородского районного суда:

Суд решил: в удовлетворении заявления прокурора нижнего Новгорода о признании недействительным распоряжения главы администрации города Нижний Новгород о проведении эксперимента по созданию механизма прохождения альтернативной гражданской службы в городе Нижний Новгород, а также положения о муниципальном отряде - отказать.

Александр Катышев, представитель прокуратуры Нижегородской области:

В соответствии с Конституцией РФ функции обороны и безопасности государства находятся исключительно в ведении федеральных властей, прохождение самой альтернативной гражданской службы должно быть урегулировано отдельным федеральным законом. Как всем известно, такого закона до сих пор у нас нет.

Мэр Нижнего Новгорода вышел за пределы своих полномочий. Кроме того, права лиц, проходящих альтернативную службу, также нарушаются - призывников принуждают работать, но эта работа как служба им не засчитается. Давайте найдем компромиссное решение и примем распоряжение о прохождении АГС, но не будем исполнять его до принятия Закона об альтернативной гражданской службе.

Татьяна Гришина, директор правового департамента администрации Нижнего Новгорода:

Глава города принял решение о подобном эксперименте только после тщательного изучения законодательства. Прокуратура почему-то не обращает внимания на уклонистов. А принятие компромиссного решения будет означать то, что граждане будут иметь право на уклонение, а не на замену службы.

И то, что вообще мы дали возможность будущему, так скажем, поколению, детям там шестнадцатилетним, мальчишкам 16-ти лет задуматься, а действительно, а какие у него убеждения? А действительно, он хочет и обязан идти на военную службу, может, у него действительно убеждения совершенно другие.

Сергей Ковалев, правозащитник, депутат Госдумы РФ:

Инициатива Нижнего Новгорода по-моему очень приятна, но я думаю, что то, что произошло (имеется в виду решение суда. - Прим.ред.) - это временная приятность. Если прокуратура будет своего добиваться - она своего добьется.

Я о Нижнем Новгороде хорошенько не знаю, но точно знаю, что происходило в Перми года два тому назад. Тогда местное законодательное собрание приняло свой закон об альтернативной гражданской службе. А потом по жалобе прокуратуры этот закон был признан недействительным. Сейчас там на добровольных основах проводят некую работу с подлежащими призыву ребятами, "явочным порядком" предоставляя работу в больницах, на стройках и пр. Этим занимается пермский "Мемориал". Но этот закон даже не был утвержден региональной властью, потому что, увы, все-таки такого рода нормативные акты они и в самом деле незаконны. Ибо в Конституции сказано, что гражданин России имеет право на альтернативную гражданскую службу, которая регламентируется федеральным (!) законом. Мэр неправомочен учреждать альтернативную службу. Но вместе с тем, на мой взгляд, и эти, и пермские попытки все-таки имеют значение. Это как-то будоражит людей.

В портфеле Госдумы сейчас лежат три проекта об альтернативной службе. Один - депутата Семенова, он (законопроект. - Прим.ред.) абсолютно хороший, абсолютно либеральный, и потому абсолютно непроходимый. Другой - более компромиссный, но вполне хороший законопроект, авторами которого являются Юлий Рыбаков и Эдуард Воробьев. И третий - и самый плохой, ведь общая тенденция министерства обороны и всего генералитета состоит в том, чтобы сделать эту службу такой, чтобы никому туда не захотелось, - это законопроект председателя комитета Госдумы по обороне генерала Николаева.

Как это не парадоксально звучит, эти два законопроекта - "рыбаковский" и "николаевский" сейчас потихоньку сближаются, и это приятно. К примеру, одним из самых важных пунктов противоречий между ними была норма "николаевского" законопроекта о доказательстве убеждений. Я вообще этого не понимаю. Кто же даст справку о моих убеждениях?! Это, мягко говоря, не вполне конституционное требование. И ясно, что ввиду полной юридической неопределенности такой нормы она, конечно же, использовалась бы вовсе не для развития АГС, а для ее фактического уничтожения. Правда, справедливости ради стоит отметить, что все-таки Николаев отказался от этого пункта, и согласие здесь было достигнуто. К счастью, преодолена поначалу предлагавшаяся обязательной экстерриториальность, то есть альтернативную гражданскую службу можно было проходить только вдали от местожительства.

При всех сближениях этих двух законопроектов, все-таки существуют достаточно существенные различия. Во-первых, они касаются срока несения службы. Николаев выступает за срок вдвое больше, т.е. 4 года, а Рыбаков и Воробьев - в полтора раза. По-моему, и то и другое плохо. Действительно, есть ряд стран, где альтернативная служба превышает обычную в два раза, но там срок службы меньше года 9-10 месяцев. В Германии, например, действительная служба по призыву составляет полгода, а альтернативная - 13 месяцев. Но 13 месяцев - это же не 4 года!

Во-вторых, еще одной из норм "николаевского" законопроекта, по которой согласия до сих пор нету - хотя я надеюсь, что он теперь готов от нее отказаться - это "равные тяготы", и объясняется, что конкретно там имеется ввиду. Альтернативная гражданская служба в виду принципа равенства тягот, должна включать в себя... риск для жизни. Вы можете себе это представить?! И таких различий по-прежнему остается много, например, "николаевская" замена отсрочки правом на альтернативную службу. Вплоть до такой парадоксальной нелепицы, как отсрочка кандидатам и докторам наук: им предлагалось на выбор либо служить в армии, либо воспользоваться правом на АГС.

Много слухов ходят по поводу правительственного проекта. Совсем точно, что он себя представляет вам не скажет никто, потому что в Госдумы он еще не представлен. Но тем не менее о тексте этого закона есть уже достаточно подробные сведения из приватных источников. Он нем можно говорить совершенно коротко, также как и о законопроекте Семенова, который очень хорош и потому уже "непроходим". Правительственный законопроект вобрал в себя все отрицательные качества всех возможных военных законопроектов об АГС. Там есть и экстерриториальное прохождение службы, и большой срок, и отмена отсрочек, и доказательства убеждений, и "порядок определяется правительством", и пр. Они хотят этих ребят загнать в стройбат.

Юлий Рыбаков, правозащитник, один из разработчиков законопроекта об альтернативной службе, член комитета Госдумы РФ по законодательству:

Беда-то в чем? Ведь нижегородская история абсолютная самодеятельность, не имеющая никакого отношения к законодательству. И самое обидное - и это уже факт - что ребятам, которые сейчас таким образом работают, не выдадут военный билет. Мало того: как только появится этот закон, им придется идти работать еще раз и теперь уже в армию. Может быть, судом удастся там как-нибудь им помочь, но это опять на усмотрение суда.

Что касается меня лично, я все-таки за такие эксперименты, потому что у меня еще остается надежда, что, если, не дай Бог, конечно, Министерство обороны все-таки потребует от нижегородских ребят вторичного прохождения, мы их отобьем, хотя стопроцентной гарантии у меня нет.Я действительно тревожусь за этих ребят, потому что они могут попасть в дурацкую ситауцию. Мэры у нас приходят и уходят, а кретины в парламенте остаются.

Решение вопроса об альтернативной службе - это частный случай, который, может быть, и не пришлось бы решать и который вообще-то нужно решать иначе, через военную реформу, через отказ от призыва и создания профессиональной армии. Тогда нам бы не пришлось решать вопрос о том, что делать с теми, кто не может брать в руки оружие. Президент страны нам это пообещал, а очередной президент нам это подтвердил. Но, насколько я знаю, генералитет наш решил этому всячески препятствовать и более того - постараться даже вообще умолчать, забыть обещания президента. Эта реформа пойдет очень туго, поэтому перед нами все равно стоит вопрос об альтернативной службе.

В настоящий момент есть три законопроекта, которые должны были рассматриваться еще перед Новым годом, в 20-х числах декабря, но были отложены на январь. Однако когда Госдума утверждала примерный порядок работы на весенний период, вопрос об альтернативной службе был вычеркнут, и случайно выяснилось почему.

Во время заседания председательствующий спикер Госдумы Геннадий Селезнев забыл выключить микрофон - это слышали все - обратился к своему заместителю Любови Слиске с вопросом о том, почему же в списке нет альтернативной службы. На что Слиска ему ответила: "Там в правительстве проблемы. Они не хотят". Выяснилось, что правительство все-таки готовит свой вариант законопроекта и поэтому не хочет, чтобы мы рассматривали наши до тех пор, пока оно не бросит нам свой вариант. Похоже, что он будет ближе к "николаевскому", речь пойдет о четырехгодичной службе, по всей видимости при армии, т.е. в подчинении ее армии. Если появится правительственный вариант, то практически на 98 процентов есть вероятность, что он и будет принят. Сейчас Госдума проголосует даже за приговор собственной матери, если товарищ Котенков кивнет из своей ложи.

Сергей Кревенко, сотрудник гуманитарно-благотворительного центра "Сострадание", руководитель проекта по альтернативной гражданской службе:

Существуют около 200 региональных общественных организаций -правозащитные, переселенческие, комитеты солдатских матерей и прочие, которые в разное время заинтересовались и начали заниматься проблемами прохождения альтернативной службы.

По поводу того, что произошло в Новгороде, я могу сказать, что для реализации этого права совсем не нужен федеральный закон. Вполне достаточно Конституции и решения какого-нибудь местного органа самоуправления - губернатора или мэра.

Конечно, против этого всегда выступала прокуратура, она опротестовывает такие решения. На самом деле идет все время перетягивание каната, а правительство сейчас просто выжидает.

Реклама