Парламентская газета, № 192

Виктор Озеров. Статья. Так где будем лечить служивого? Стр. 1,3

Правительство вынашивает идею поставить крест на ведомственной медицине, передав ее в систему общегражданского здравоохранения

Больше всего потеряют силовые министерства и ведомства. Под сомнение ставится правомерность наличия у них собственных санаториев и домов отдыха, госпиталей и поликлиник. Предполагается, что с передачей Минздраву медицинского обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей и военных пенсионеров удастся решить многие проблемы.

Впрочем, далеко не все согласны с таким подходом. Военная медицина - один из видов обеспечения боевых действий, и поэтому она выступает неотъемлемой частью военной организации государства. В среднем она объективно находится на более высоком уровне, чем гражданская. И нет гарантий, что Минздраву удастся сохранить достигнутое. Как бы не произошел обратный процесс: вместо развития - деградация. На недавнем совещании рабочей группы по реализации Послания главы государства Федеральному Собранию, созданной в Администрации Президента, прозвучала тревога по поводу этого. Было решено разработать и предложить руководству страны комплекс мер, направленных на улучшение системы военной медицины.

Улучшать есть что. Реалии таковы, что армейская медицина финансируется по остаточному принципу, хотя и считается официально одним из приоритетов военного строительства.

Роль здравоохранения в системе социального обеспечения военнослужащих имеет чрезвычайно важное значение. За каждым решением власти стоят судьбы многих тысяч россиян в погонах. В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации правом на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, льготное обеспечение санаторно-курортным лечением и медикаментами обладает более шести миллионов человек. Однако на протяжении последних пяти лет финансирование военной медицины составляет не более 20-30 процентов от потребности. В итоге в бюджете Министерства обороны эти расходы не превышают 0,4 процента.

Не лучше положение дел и в других силовых ведомствах. Так, во внутренних войсках МВД, несмотря на увеличение объемов финансирования медицинской службы с 1995 года в три раза, оно составляет менее трети от потребности. В ФСБ до 1999 года бюджетные ассигнования на медицинское обслуживание и лечение личного состава выделялись только на заработную плату и денежное содержание медиков. В 2000 году наметился перелом: финансирование составило 46 процентов, на следующий год - уже 66 процентов.

Таким образом, ситуацию можно охарактеризовать как постоянно откладываемый государством социальный мандат. Это нетерпимо даже в мирное время. А ведь сегодня Россия втянута на Северном Кавказе в кровопролитное противостояние с международным терроризмом, и задачей особой важности является медицинское обеспечение военнослужащих, выполняющих боевые задачи в этом регионе.

Статистика такова: с августа 1999 года медицинская помощь оказана почти 36 тысячам раненых. Эвакуировано свыше 25 тысяч солдат и офицеров, в том числе в госпитали, расположенные за пределами Северо-Кавказского военного округа, около шести тысяч военнослужащих. Из них более 90 процентов раненых с боевой хирургической патологией вернулись в строй.

Объем большой, и поэтому следует в первоочередном порядке обеспечить финансирование военной медицины с учетом реального объема выполняемой работы. Подвижки к лучшему здесь наметились. Например, в 2003 году достигнуто увеличение финансирования по сравнению с прошлым годом на 40 процентов, однако этого явно недостаточно.

Еще одна актуальная проблема - необходимо создать систему комплексной реабилитации отдельных категорий военнослужащих, включая не только участников боевых действий, но и летный состав, моряков-подводников. В этом направлении предпринимаются определенные шаги. Так, во внутренних войсках начиная с 1999 года по настоящее время медицинскую реабилитацию в госпиталях прошли 3020 военнослужащих внутренних войск, раненных и контуженных в боевых условиях.

К сожалению, нормативными правовыми документами проведение реабилитации военнослужащих не урегулировано, а потому отсутствует продуманная организация лечения и медицинской реабилитации участников боевых действий. Но это скорее исключения, чем правило. Отсюда следует не очень приятный вывод о том, что санаторно-курортная система все еще не повернулась лицом к человеку с ружьем.

Военные здравницы обеспечивают лечением и отдыхом семь процентов прикрепленных контингентов, а в летний период и того меньше - всего 1,7 процента. И это при том, что для обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение участников контртеррористической операции только Северо-Кавказскому военному округу ежегодно выделяется дополнительно сверх плана более тысячи путевок.

А вот еще один парадокс. Количество врачей в Министерстве обороны существенно ниже, чем в целом по стране. Так, по данным Минздрава России, на 10 тысяч человек приходится 42 врача и 96 представителей среднего медицинского персонала. В Вооруженных силах - 36 и 66 соответственно, тогда как нагрузка на военного врача объективно выше, чем на его гражданского коллегу.

Существует немало противоречий в законодательстве, регулирующем военное здравоохранение. Скажем, действующая нормативная правовая база имеет по крайней мере один существенный недостаток: у нас нет единого законодательного акта, регламентирующего нормы военной медицины. Вопрос поднимался на одном из последних заседаний Координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих и членов их семей, созданного при Председателе Совета Федерации. Все согласились с тем, что необходимо разработать проект федерального закона, определяющего статус военной медицины, но в практическом плане сделано пока совсем немного.

Во-вторых, отсутствует нормативный инструментарий расчета реальной потребности финансирования военно-медицинской службы. Также остается неурегулированным в правовом отношении порядок проведения реабилитации участников и инвалидов боевых действий. Мы все озабочены вялыми, не всегда эффективными мерами профильных министерств и ведомств по формированию государственной системы комплексной реабилитации лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы. Эти недостатки вполне могли бы быть устранены при разработке проекта федерального закона "О статусе участника боевых действий" или же закона о военном здравоохранении.

Наш комитет подготовил Обращение Совета Федерации к Президенту в связи с проблемной ситуацией, сложившейся в военной медицине. В документе подчеркивается, что военная медицина является неотъемлемой частью военной организации государства. Разрушение существующей системы неминуемо приведет к ослаблению кадрового потенциала, боеготовности, снизит уровень социальной защищенности военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей. В обращении содержится призыв сохранить сложившуюся систему военно-медицинской организации государства, увеличив ее финансирование, которое сегодня значительно отстает от потребностей.

Реклама