Парламентская газета, № 87
Михаил Бекетов. Статья. Бедна страна, бедна и армия. Стр. 3
Сегодня в верхней палате рассмотрят закон об увеличении денежного содержания военнослужащих. В Совете Федерации состоялись парламентские слушания, на которых были проанализированы проблемы социальной защиты военнослужащих. Участие в парламентских слушаниях приняли члены СФ, депутаты ГД, военачальники, сотрудники министерств и ведомств. С докладом выступил Виктор Озеров, председатель Комитета СФ по вопросам безопасности и обороны.
Открывая парламентские слушания, Виктор Озеров сказал, что сегодня устали все: общество, политики, армия... Потому что многократно продекларированные обещания правительства РФ в деле решения социальных проблем статуса военнослужащих на поверку оказываются пустым звуком. Как, к примеру, можно требовать выполнения воинской присяги от армии, если тысячи ее солдат не имеют крыши над головой? Вот только несколько цифр из армейской жизни последнего десятилетия.
По данным Минобороны, в улучшении жилищных условий сегодня нуждаются 169 тысяч 500 человек. Из них почти сто тысяч не имеют квартир вообще. Госпрограмма по обеспечению военных жильем в 1993—1995 годах предусматривала ввод 220 тысяч квартир. Получили 99 тысяч. В 1996—1997 гг. эта программа была выполнена на 76 процентов. А в последующие годы о программе по жилью забыли и вовсе.
Заложенные принципы в президентской программе “Государственные жилищные сертификаты” зачастую пробуксовывают. Так, согласно программе до 2002 года предстоит обеспечить жильем 210 тысяч семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Однако расчеты показывают: график строительства квартир безнадежно сорван и при нынешних темпах возведения жилья реально эта программа может быть выполнена только через 50—60 лет.
Как заявил Виталий Азаров, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, многие очередники просто не дождутся заветных квадратных метров. Основной причиной неработоспособности президентской программы является несоответствие установленных ставок оплаты одного квадратного метра жилья по сертификату с реально существующей его стоимостью в различных регионах России. Скажем, чтобы получить квартиру, полагающуюся ему по закону, военнослужащий должен заплатить сумму, равную его денежному довольствию за 10—15 лет службы. То есть все эти годы офицер и его семья должны не есть, не пить, а копить деньги. Реально ли это? Специалисты Минобороны просчитали: чтобы решить жилищную проблему в ближайшие 5—6 лет, необходимо сдавать ежегодно 50 тысяч квартир. И потому сегодня надо разработать и принять единую программу строительства жилья для военнослужащих, в основу которой и ляжет президентская программа “Государственные жилищные сертификаты”.
Участники парламентских слушаний отмечали, что должностные оклады военнослужащих более чем в два раза ниже должностных окладов федеральных госслужащих. А доплаты по воинским званиям — в полтора раза ниже ежемесячных надбавок за классные чины госслужащих. В США, к примеру, наоборот. Труд военных оплачивается в два раза выше, чем гражданских. Нужны ли комментарии?
Затрагивалась на слушаниях и проблема бедственного состояния военной медицины (поступает всего 30 процентов от необходимого финансирования). Медпомощь получают только действующие офицеры и прапорщики. А половину ветеранов и 70 процентов членов семей военнослужащих в нарушение закона военная медицина не обслуживает.
Крайне остра проблема санаторно-курортного лечения. Военные здравницы за год могут принять только семь процентов военнослужащих.
Как же жить дальше? Будем создавать новую, профессиональную армию, военно-морской флот или же положимся на случай, на тот самый русский “авось”? Ни Совет Федерации, ни Минобороны с последним не согласны. Участники слушаний предложили конкретные меры по стабилизации положения в армии.
Во-первых, надо всерьез взяться за военную реформу. Ведь по сей день для ее проведения не подготовлена даже законодательная база. В итоге все военные преобразования сводятся в основном к сокращению Вооруженных Сил до уровня, соответствующего экономическим возможностям государства.
Приводились такие примеры. В 1990 году денежное довольствие генерал-полковника равнялось семи уровням прожиточного минимума, полковника — более четырех; капитана — 2,4, а молодого лейтенанта — около двух прожиточных минимумов. Сегодня же: телевизор восьмидесятых годов, старая мебель, неустроенность — вот основные черты быта и комфорта российского офицера. Комитет СФ по вопросам безопасности и обороны требовал еще в прошлом году: для решения этой проблемы необходимо порядок начисления и выплат денежного содержания военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и военных пенсионеров привести в соответствие с порядком начисления зарплат и пенсий государственным служащим. Решение этого вопроса позволит в два раза увеличить финансирование
армии и МВД. Наконец-то в Госдуме услышали крик армии, и 19 апреля в первом чтении принят этот закон.Но проблемы остаются. Так, массовое сокращение военнослужащих из Вооруженных Сил создало острейшую социальную проблему их адаптации в гражданской жизни. Только по официальным данным за последние три года на “гражданку” ушли почти 115 тысяч кадровых офицеров. Больше половины из них — в возрасте до 30 лет. Да, существует государственная программа по получению специальности, дальнейшему трудоустройству. Даже созданы при Министерстве обороны центры по переподготовке военнослужащих. Но, к сожалению, многие благие намерения по-прежнему остаются только на бумаге. Причина банальна: нет денег. И по существу центры по переподготовке брошены на произвол судьбы. Скажем
, выступал на парламентских слушаниях гендиректор Центра по переподготовке при Минобороне, базирующегося на заводе “Серп и молот”, Михаил Трофимов. Он привел такие цифры. Из запланированных на 2000 год 1 млн. 800 тысяч рублей из Министерства труда и социального развития удалось выбить 600 тысяч. А техника для обучения офицеров еще в 1995 году морально устарела. На ремонт денег нет... И подобная картина — по всей России.Существенную проблему в армии может создать проект закона, предложенный правительством, согласно которому отменяются льготы по оплате жилья, телефона, коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте. Комитет СФ по вопросам безопасности и обороны категорически против этого решения. Но, к сожалению, его голос пока не услышан. И, по мнению
сенаторов, предложенный правительством порядок перевода в денежную форму некоторых социальных льгот не будет действовать. А механизм реализации резко сужает рамки этих льгот. По существу правительство выборочно станет решать: кому, сколько и когда платить. Это противоречит Закону “О статусе военнослужащих”. Но Генпрокуратура молчит, не протестует.Вопросов накопилось немало. А решать их некому. И потому, наверное, в своих рекомендациях по итогам парламентских слушаний его участники большей частью обращаются к Президенту РФ Владимиру Путину. Вот их суть: глава государства должен поручить Совету безопасности разработать концепцию военно-социальной политики России до 2010 года в рамках утвержденной Концепции реформирования военной организации страны. Целесообразно, чтобы Президент России накануне внесения в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете на очередной год отдельно рассматривал его в части расходов на оборону и безопасность страны. Сделать реальной программу строительства жилья для военнослужащих, уравнять денежное довольствие офицеров с зарплатой госслужащих.