Версты, № 143-144, 15 декабря 2001 г.

Владимир Иванов. Статья. Без оружия. Стр. 2

Организация альтернативной военной службы и сам подход к ней заметно отличаются в странах даже со сходным уровнем культурного и политического развития.

Согласно швейцарской Конституции военная служба обязательна для каждого мужчины, признанного к ней годным. Сколько ни проводилось референдумов относительно введения альтернативной воинской службы, каждый раз население страны в принципе отвергало саму ее возможность. Для отказчика от военной службы допустимо лишь одно-единственное послабление. Если он в момент призыва убедительно обоснует этические или религиозные причины, не позволяющие ему служить с оружием в руках, то окажется в роли санитара либо будет нести службу в каких-либо армейских структурах и подразделениях, непосредственно не имеющих дело с оружием. Отрицательное решение отказчик может обжаловать, обратившись к руководству военного ведомства страны. А уж если и здесь решение будет негативным, то ему остается взять в руки оружие либо подвергнуться наказанию. В Швейцарии уклонение от воинской службы является преступлением. Тот, кто уклоняется от нее по соображениям совести, может рассчитывать лишь на некоторые послабления при вынесении приговора.

В Австрии же возможность прибегнуть к альтернативной службе существует уже четверть века. Продолжительность ее составляет 9 месяцев против 6 месяцев военной службы. Альтернативная служба понимается как замена военной службы и встроена в систему гражданской обороны. Альтернативщики работают в пожарной охране и ликвидируют последствия природных катастроф, вывозят мусор и чистят улицы, служат вспомогательной рабочей силой в больницах и домах инвалидов.

Претенденту на альтернативную службу приходится пройти через продолжительную процедуру. Решение по его ходатайству принимается австрийской комиссией по гражданской службе при Министерстве внутренних дел страны. Комиссия проверяет, насколько убедительны мотивы отказчика, и удовлетворяет или не удовлетворяет его ходатайство.

Наиболее основательно проработаны содержательная, организационная и процедурная стороны альтернативной службы в ФРГ. Отсюда ее масштаб — на рубеже 90-х годов к ней прибегали около 10% военнообязанных — высокая репутация у населения и, наконец, удовлетворение самих лиц, прошедших через альтернативную службу.

Сроки альтернативной службы в ФРГ — официальное ее название “гражданская служба” — не раз пересматривались. Если в 1989 г. они составляли 21 месяц (против 15 месяцев военной службы), то с мая 2000 г. сокращены до 11 месяцев. При этом неуклонно действует принцип: тот, кто прибегает к гражданской службе, заведомо согласен служить по времени на треть дольше, чем в армии.

Менялось и совершенствовалось и законодательство о гражданской службе. Ядро его составляют соответствующие статьи Конституции ФРГ, Закон о гражданской службе и Закон об отказе от военной службы.

Согласно Конституции страны лицу, официально признанному отказывающимся от воинской службы, должна быть предоставлена возможность службы вне структур бундесвера, никак не связанной ни с армией, ни с пограничной охраной, ни с гражданской обороной. Однако, будучи заменой военной службы, гражданская служба должна быть организована по ее подобию.

Гражданская служба — предмет ведения ряда государственных органов и общественных организаций ФРГ. Управляет ею Федеральное ведомство по гражданской службе. Правовой и предметный надзор осуществляет федеральный министр по делам молодежи, семьи, женщин и здоровья, наделенный соответствующими полномочиями. Как консультативный орган действует Совет по гражданской службе.

Две трети рабочих мест для несущих гражданскую службу предоставляют в ФРГ благотворительные организации. Соответствующие учреждения в состоянии предоставить альтернативщикам более 100 тысяч рабочих мест. На их плечи ложится оплата затрат на несущих гражданскую службу, за исключением денежного содержания, выплачиваемого центральной властью и соответствующего денежному содержанию солдата действительной службы.

Кажущиеся чрезмерные законодательная и процедурная сложность гражданской службы в ФРГ и многократные пересмотры элементов ее организации объясняются просто: немецкий законодатель заведомо ставил перед собой задачу максимально уравнять исполняющих военную и гражданскую службу в правах, обязанностях и тяготах.

Реклама