Новые Известия, № 28, 15 февраля
Владимир Урбан. Статья. "Кого мы называем врагами у-ну-тренни-ми?". Стр. 1,2
В Думе создана рабочая группа для написания Федерального закона "О Вооруженных силах Российской Федерации". Уже к 12 мая она должна подготовить документ и направить его в правительство на экспертизу. Депутаты объясняют свою торопливость тем, что этот законопроект значится в плане весенней сессии парламента. Действительно, пора определить точное положение Вооруженных сил в нашей государственной системе. Больше десяти лет идут разговоры о военной реформе. На ее волне немало политиков обрели звучные имена. А сколько генералов возвысилось в должностях? Давно придуманы законы о милиции, разведке, внутренних и прочих войсках. А армия, ради которой в принципе и ведутся борения на ниве военной реформы, так до сих пор и не получила ясного правового статуса. Однако спешка с подготовкой закона "О Вооруженных силах Российской Федерации" накануне выборов заставляет усомниться в том, что он не расширит задачи по применению войск внутри страны. Тем более что сейчас в недрах Минобороны идет активная работа над обновлением Концепции национальной безопасности, где предлагается использовать ВС в ликвидации террористических угроз как за пределами страны, так и в самой стране.
А далее неизбежно встанет вопрос о закреплении положений Концепции правовыми актами. Закон "О Вооруженных силах Российской Федерации" - самый идеальный документ для этого. И вряд ли у властвующей элиты пропал соблазн придать борьбе с "бомбистами" расширительное толкование, чтобы в итоге сделать армию слепым инструментом карательной политики. В России всегда происходили борения за войско как силу, способную поддержать или, наоборот, сломить недовольных. Такое еще А. Куприн описывал в "Поединке" - до сих пор классической повести гарнизонных нравов. "Кого мы называем врагами у-ну-тренни-ми?" - этот вопрос ефрейтор Сероштан адресовал солдатам, напомню, при муштровке низших чинов на предмет знания устава. Под конец сурового унтеровского опроса застывшему на "смирно" взводу ничего путного в головы не приходило. Поэтому ефрейтору пришлось продолжить самому: "Унутренними врагами мы называем усех сопротивляющихся закону. Например, кого?..". Наконец один умный все же нашелся: "Так что бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки". Сероштан, правда, буркнул, что в уставе такого не прописано. Но тем не менее, видимо, остался доволен, потому как сразу прекратил промывку солдатских мозгов.
Понятно, ныне в уставах и других руководящих документах для армии уж тем более отсутствует перечень "сопротивляющихся закону". Однако лазейки для произвольных ответов на ефрейторские вопросы есть. Применение армии не только для защиты страны от агрессии уже допущено законом "Об обороне". А ознакомившись с планом-проспектом законопроекта "О Вооруженных силах Российской Федерации", не остается сомнений, что статей по так называемому "двойному предназначению" пехотных, десантных и прочих полков станет еще больше. Кроме основных обязанностей ВС - "по предотвращению и отражению агрессии", "по обеспечению национальных интересов", "по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности" и т.п. - в новом законе предлагается расписать и указания войскам "по выполнению задач территориальной обороны" и "по обеспечению режимов военного и чрезвычайного положений". На характер нововведений внутриполитического свойства, несомненно, повлияет и состав разработчиков закона. В рабочую группу по его подготовке, кроме депутатов, двух офицеров Генштаба и трех генералов из Академии военных наук, вошли представители внутренних войск МВД, ФПС и ФАПСИ. Пока не прислало свою делегацию МЧС. Видимо, ведомству Сергея Шойгу с Вооруженными силами нечего делить. Если не считать, конечно, призывников. Но на этом фронте МЧС переигрывает Минобороны, поэтому и не стремится к переписке военного законодательства.
В армии болевых точек куда больше, чем в остальных вместе взятых силовых министерствах. Давно пора определить, какое имущество принадлежит ВС и каково его правовое положение при нынешней системе собственности в стране. Эти проблемы должны найти отражение в новом законе. Как и порядок пользования Вооруженными силами природными ресурсами - от земли до космического пространства. Против таких статей вряд ли найдутся возражения. Но все же главное, чем должен выделяться закон о ВС, - так это правовыми барьерами на пути политиков, готовых двинуть армию на защиту собственных шкурных интересов. А сама армия оценивает свои перспективы, можно сказать, ногами. Только в прошлом году из ВС досрочно уволились 29 тысяч офицеров. А всего за десять минувших лет ушли 500 тысяч офицеров, из них 400 тысяч - досрочно.