Итоги, № 45
Олег Одноколенко. Статья. Первая российская добровольческая. Стр. 20-22
На суд правительства выносится новая концепция перевода армии на профессиональную основу. Службу по призыву предложено сократить до шести месяцев спецподготовки, а регулярную армию формировать из добровольцев-контрактников
Двадцать первого ноября министр обороны Сергей Иванов выступит на заседании правительства с докладом о реформе армии. На этом же заседании планируется обсудить концепцию федеральной целевой программы перевода Вооруженных сил на комплектование преимущественно военнослужащими-контрактниками, которую по распоряжению президента разрабатывает межведомственная рабочая группа, состоящая из представителей Минобороны, Союза правых сил (СПС) и Минфина.
По сути дела, с того момента, как была создана межведомственная комиссия, военная реформа перестала быть прерогативой исключительно Минобороны и Генштаба, что, с одной стороны, свидетельствует о значимости самой проблемы, с другой - о том, что взгляды руководства страны на подходы к реформе военной организации государства вообще и системы комплектования силовых структур в частности претерпели значительные изменения.
Как сообщил "Итогам" вошедший в межведомственную группу ведущий сотрудник гайдаровского Института экономики переходного периода Виталий Цымбал, результатом работы коллектива должна стать не только концепция федеральной целевой программы перевода Вооруженных сил на комплектование контрактниками, но и проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с реформой системы комплектования. По расчетам уже в конце ноября этот законопроект должен лечь на стол Михаилу Касьянову. Через Госдуму его тоже постараются провести достаточно оперативно, поскольку он предполагает - и это самое принципиальное - уже с 2003 года законодательно закрепить переход на обязательный для всех граждан призывного возраста шестимесячный срок службы по призыву в Российской армии и других силовых структурах (внутренние войска, ФПС и т. д.).
Однако, как уточнили в штабе рабочей группы, шестимесячный срок службы по призыву будет введен не сразу после утверждения соответствующей поправки в Закон "О воинской обязанности и военной службе", а по истечении как минимум полутора-двух лет - специальным указом президента. Именно столько времени, по расчетам разработчиков, потребуется, чтобы в Вооруженных силах сформировать четырехсоттысячный институт контрактников, способный заменить в действующих частях контингент рядовых и сержантов, проходящих службу по призыву (в настоящее время - порядка 680 тысяч человек).
Так называемые шестимесячники согласно законопроекту будут проходить службу и обучение в специальных центрах подготовки. Потом - по выбору - уходить или в резерв, или в контрактники.
При этом на добровольную службу по контракту предлагается приглашать не "ветеранов" в возрасте до 41 года, как это предусматривал предыдущий план Минобороны, проходящий апробацию в 76-й дивизии ВДВ, а молодых людей не старше 30 лет, причем желательно не обремененных семьями. Поселять контрактников предполагается не в отдельных квартирах, а в казармах, оборудованных соответственно их статусу (кубрики на два-четыре человека). Семьям же контрактников (а не им самим) планируется предоставлять средства для наема жилья.
Минимальный срок контракта - три года, максимальный - девять лет. После указанного срока у контрактников-добровольцев (такой термин избрали разработчики законопроекта, чтобы подчеркнуть социальную разницу между ними и наемниками, которые воевали за деньги в Чечне) появляется возможность стать профессионалами - прапорщиками, мичманами или офицерами, на которых распространяются все льготы, положенные по статусу кадровым военнослужащим, включая право на жилье и военную пенсию.
Есть достойные варианты и у тех, кто пожелает уйти на гражданку, поскольку законопроектом для контрактников-добровольцев предусмотрена возможность за время службы получить заочно высшее образование в престижных вузах страны за счет государства. Именно эту возможность разработчики законопроекта рассматривают как главный стимул к службе. И как свидетельствует ВЦИОМ, на таких условиях пойти служить по контракту могут изъявить желание порядка 2,5 миллиона россиян, что в несколько раз превышает нынешние потребности силовых структур.
Предлагаются и некоторые достаточно существенные административные меры, касающиеся всеобщей воинской обязанности. В частности, законодательно планируется закрепить условие, давно уже прописанное в законодательствах многих стран: те, кто не пройдет шестимесячную службу в учебных центрах подготовки резерва и не примет присягу, не смогут занимать посты на госслужбе. Например, стать президентом страны или министром.
Сокращается согласно законопроекту и количество отсрочек для студентов и выпускников вузов. Право не служить даже шесть месяцев, обязательных практически для всех категорий призывников, вероятнее всего, останется только у тех, кто поступит, например, в аспирантуру. Но в целом список льготников - не только из числа студентов вузов - предполагается значительно сократить. По мнению разработчиков законопроекта, в случае войны профессиональная армия мирного времени, как правило, нуждается в подкреплении, и возникает необходимость призыва резервистов. Поэтому шестимесячную службу в центрах подготовки (также рассматривался и такой вариант службы: дважды по три месяца в удобные для призывника сроки) должно пройти подавляющее большинство мужского населения страны.
Подчиненные первого замминистра финансов Алексея Улюкаева (именно он курирует деятельность рабочей группы со стороны Минфина) весьма высоко оценивают возможность прохождения законопроекта через парламент. Как дали понять обозревателю "Итогов", эта уверенность в том числе обусловлена поддержкой со стороны высшего руководства страны. Карт-бланш группой Улюкаева был получен после того, как стали известны некоторые подробности так называемого псковского эксперимента.
Напомним, что по плану, разработанному Минобороны, перевод всех Вооруженных сил на комплектование по контракту должен был состояться не раньше 2008 -2010 годов, а продолжительность срочной службы сокращаться поэтапно. Ну а сам план реформирования системы комплектования, о чем неоднократно заявлял министр обороны Сергей Иванов, должен был появиться на свет только после уточнения всех параметров на опыте 76-й псковской воздушно-десантной дивизии - то есть через шесть-восемь месяцев. Тогда же предполагалось уточнить и объем расходов на профессионализацию всей армии.
Военные же запросили на псковский эксперимент 2,7 миллиарда рублей - во столько, дескать, даже по самым скромным подсчетам обойдется перевод на профоснову отдельно взятой дивизии ВДВ. Если перемножить эту сумму на количество всех дивизий, сохранившихся в Российской армии, то даже на непрофессиональный взгляд очевидно, что такие расходы для страны совершенно не по карману. Тем не менее эксперимент запустили.
Какие же приводились аргументы? Тем, кому было поручено воплощать планы Минобороны в жизнь, по сей день уверены, что на предложенные контрактникам оклады если кто-нибудь и позарится, то далеко не самые лучшие представители россиян. Единственная стоящая, как они выражаются, "приманка" - возможность получить квартиру. Но совсем не факт, что все великовозрастные отцы семейств, дождавшись этого счастливого момента, пожелают продолжить службу. А коль так, Минобороны угрожала реальная возможность превратиться из силовой структуры во всероссийский квартирно-строительный собес.
Даже в самом военном ведомстве, как стало известно "Итогам", многие недоумевают, прочему партию первой скрипки в псковском эксперименте поручили исполнять не специалистам в области боевой подготовки (что было бы логично), а начальнику строительства и расквартирования войск - заместителю министра обороны.
Были возражения у специалистов и по темпам реформирования, и здесь они вольно или невольно оказались сторонниками Егора Гайдара и Бориса Немцова, духовных отцов законопроекта, который сейчас доводит до ума группа из Минфина. В частности, Главное управление боевой подготовки Генштаба выяснило, что при плавном, поэтапном (как это предлагает Минобороны) переходе на полуторагодичный срок службы боеспособность личного состава Вооруженных сил снизится на 15 процентов, на одногодичный - еще на 15-20 процентов. Стало быть, решение действительно должно быть принципиально иным. Тем более что уже сейчас проблем с личным составом предостаточно: только 45 процентов поставленных под ружье рядовых и сержантов имеют законченное среднее образование. Поэтому об их обращении с боевой техникой XXI века на ты и говорить не приходится.
Тем не менее в Минобороны существует мнение, что реформа по минфиновскому плану тоже будет весьма затратной. Разработчики возражают: в худшем случае военный бюджет будет увеличиваться всего лишь на несколько процентов в год. Да и у Минобороны резервы немалые. По вполне официальным данным, военнослужащих, работающих в различных санаториях, на многочисленных унитарных предприятиях и в ведомствах, весьма далеких от задач обороны и безопасности, пребывает столько, сколько нет ни в ВВС, ни на флоте, а тем более в малочисленных РВСН.
СПС же призывает покончить и с этой практикой. В частности, в законопроекте предлагается набирать в армию и на флот для выполнения вспомогательных и иных работ, не требующих обязательной принадлежности их исполнителей к категории военнослужащих, гражданских лиц, имеющих необходимые невоенные специальности. В этом тоже есть определенная логика. Военнослужащий - это профессия. А починкой сантехники и мытьем посуды должен заниматься кто-то другой.
...Так или иначе, но череда провальных попыток перестроить военную организацию государства силами самих силовых структур развеяла иллюзии, будто реформа армии - это исключительно генеральское дело. Еще недавно военные чины, несмотря на все рассуждения о гражданском контроле, даже мысли не допускали о том, что кто-то "посторонний" будет хозяйничать в их "огороде". Да и сегодня, как стало известно "Итогам", отношение военных к межведомственной комиссии далеко не однозначное. И если бы не было поддержки президента, не приходится сомневаться, что штатских из Минфина, а тем более из СПС даже на пушечный выстрел не подпустили к рабочей документации. А так приходится сидеть за одним рабочим столом и договариваться. Более того, как полагает начальник управления призыва и комплектования войск ГОМУ ГШ Валерий Астанин, представители сторон уже сблизили свои позиции по принципам комплектования войск в рамках концепции перехода на профессиональную основу. Но расхождения, и весьма существенные, все еще остаются, и одно из главных - во времени: пока Минобороны дожидается результатов псковского эксперимента, СПС уже объявил этот эксперимент несостоятельным и предлагает действовать немедля. Новые угрозы национальной безопасности к промедлению не располагают.