Известия, № 3
Константин Гетманский. Статья. Адмирал Сучков не хочет давать показания первым. Стр. 8
В понедельник в Североморске начался первый судебный процесс по делу о катастрофе атомной подводной лодки К-159, затонувшей в Баренцевом море в конце лета 2003 года. Главная военная прокуратура (ГВП) считает, что ответственность за гибель 9 членов экипажа должны нести два человека: бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков и бывший заместитель командира дивизиона отстоя Сергей Жемчужный. Первым на скамье подсудимых оказался адмирал Сучков. Уголовное дело в отношении капитана 2 ранга Жемчужного выделено в отдельное производство и все еще расследуется.
Трагедия в Баренцевом море произошла 30 августа. В тот день буксир, которым командовал капитан 2 ранга Сергей Жемчужный, вел в док судоремонтного завода в Полярном списанную 14 лет назад субмарину. Лодку удерживали на плаву специальные понтоны, которые оторвались во время шторма. Командир экипажа К-159, понимая, что лодка тонет, по рации попросил Жемчужного изменить маршрут и посадить лодку на мель возле острова Кильдин. Жемчужный запросил штаб флота. Однако там не спешили ни с ответом, ни с отправкой спасателей. В итоге лодка затонула вместе с экипажем. Спастись удалось лишь старшему лейтенанту Максиму Цибульскому, который провел в ледяной воде около часа.
Первое заседание Северного флотского военного суда под председательством судьи Игоря Крупнова началось вчера ровно в 10 утра. На нем присутствовали почти все потерпевшие - родственники погибших моряков, которые специально приехали в Североморск. С них, как и с представителей защиты и обвинения, взяли подписку о неразглашении секретной информации, которая содержится в материалах уголовного дела. Предполагается, что закрытые слушания будут проходить в ежедневном режиме и завершатся в конце февраля.
Геннадию Сучкову, временно отстраненному от должности после гибели 30 августа списанной атомной подводной лодки К-159, предъявлено обвинение в халатности, которая повлекла гибель людей. Он стал первым за всю историю современной России командующим флотом, который оказался подсудимым. Возможно, поэтому позицию обвинения на процессе представляют высшие чины Главной военной прокуратуры.
- Суд начался с оглашения обвинительного заключения, которое зачитывал первый заместитель главного военного прокурора генерал- лейтенант юстиции Анатолий Пономаренко, - сообщил "Известиям" председатель Северного флотского военного суда Александр Хомяков. - Сторону обвинения представляет и помощник главного военного прокурора полковник юстиции Игорь Мурашкин.
Адвокат Владимир Черкасов, который защищает адмирала Геннадия Сучкова, после оглашения обвинительного заключения заявил "Известиям", что "прокуратура не представила ни одного доказательства вины командующего в гибели экипажа К-159".
- Там не указано, какие должностные обязанности были нарушены Геннадием Александровичем, - подчеркнул он. - Все, на чем основано обвинение, касается лишь должностных обязанностей подчиненных командующего Северным флотом.
Владимир Черкасов выступил вчера и против предложенного обвинением порядка исследования доказательств.
- Представители прокуратуры настаивают на том, чтобы судебные слушания по существу начались с допроса Геннадия Сучкова. Мы же предлагаем начать слушания с показаний свидетелей, после чего командующий готов ответить на все вопросы суда, - сказал адвокат, заметив, что адмирал Сучков отказывается первым давать показания. - Он не отказывается от допроса, но не намерен делать это первым. Это его конституционное право.
По сведениям "Известий", среди свидетелей числится и главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов. Правда, пока не известно, когда именно он приедет в Североморск для дачи показаний.
За гибель "Курска" в суде никто не ответил
1 декабря 2001 года, через 15 месяцев после катастрофы атомохода "Курск", президент Владимир Путин заслушал доклад генпрокурора России Владимира Устинова о ходе расследования обстоятельств гибели 118 подводников. Через 3 часа приказом министра обороны 12 высших офицеров Северного флота были уволены с формулировкой "за серьезные упущения в организации деятельности флота". Командующий флотом адмирал Вячеслав Попов и начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак были понижены в должности. Многие полагали, что именно они станут главными обвиняемым в деле о гибели субмарины и ее экипажа. Однако 26 июля 2002 года Генпрокуратура закрыла уголовное дело. Виновных во взрыве торпеды, которая погубила субмарину, найти так и не удалось.
- Выявленные в ходе следствия нарушения в организации и проведении учений Северного флота и поисково-спасательной операции также не состоят в причинно-следственной связи с гибелью АПЛ "Курск", - заявил в тот день Владимир Устинов.