Время МН, № 112
Виктор Литовкин. Статья. Профессия - командир. Стр. 11
Сначала несколько цифр. За последние семь лет (с 1995 по 2002 год) из Вооруженных сил России уволилось 416,5 тысячи офицеров. Встали в офицерский строй 244 тысячи.
Из них 180,6 тысячи - выпускники высших военных учебных заведений, 26,5 тысячи - офицеры запаса, 30,6 тысячи - "студенты-двухгодичники", 2,2 тысячи - младшие лейтенанты, закончившие окружные курсы подготовки, и 4,1 тысячи - младшие лейтенанты и лейтенанты из прапорщиков и мичманов, имеющих соответствующее образование.
Понятно, что без грамотного, профессионально подготовленного и надежного офицерского корпуса никакой реформы Вооруженных сил не может быть, как не может быть и контрактной армии без уверенного в своих силах, стоящего на голову выше любого контрактника по профессиональной подготовке, по деловым и человеческим качествам командира. Офицер и армия, как голова и тело, друг без друга не существуют.
Штучный товар
В советские времена в нашей стране было 165 вузов, которые готовили офицеров для собственной армии и армий 30 иностранных государств. Сейчас их осталось 56: десять военных академий, девять университетов, 37 институтов, где работают 1500 докторов и 7500 кандидатов наук. Доля профессорско-преподавательского состава, имеющего ученую степень, составляет 56 процентов. Ежегодно высшие военные учебные заведения заканчивает более 22 тысяч офицеров. Есть среди них представители ФРГ, Дании, Греции, Китая и стран СНГ, что, как считают некоторые эксперты, свидетельствует о высоком авторитете и качестве российского военного образования.
Но начальник Главного управления кадров, заместитель министра обороны России генерал-полковник Николай Панков сказал мне, что словосочетание "военное образование" ему не очень нравится. Оно подразумевает достаточно узкую профессиональную направленность. Профессия офицера должна быть многограннее. Командир, безусловно, не может не быть профессионалом военного дела, но одновременно он обязан стать и подлинным интеллигентом, человеком высокой культуры, глубокой эрудиции и нравственного примера. Должен знать иностранные языки, а не "только командирский и матерный". Карикатурный образ офицера - чинуши, хама и держиморды, должен уйти в прошлое.
Офицер, который станет руководить контрактниками, должен быть не просто командиром, мастером военного дела, но и психологом, социологом, педагогом и управленцем самого высокого уровня. Это ставит перед военными вузами задачу найти гармоничное сочетание между количеством часов, отведенных на специальную, военно-профессиональную подготовку и на гуманитарные, общеобразовательные дисциплины. Сейчас это 40 и 60 процентов соответственно. И если для специалистов инженерного профиля это нормально, то для будущих командиров - явно недостаточное.
"Офицер, если можно так сказать, "товар штучный", - говорит генерал. - И мы должны сделать все, чтобы вырастить из него элиту не только армии, но и общества".
"Зайцы" в форме
С элитой получается не очень. Цифры свидетельствуют: почти 20 процентов курсантов и слушателей досрочно расторгают контракт с военным вузом из-за "нежелания учиться".
Причины - самые разные, но первая и главная - в социальной неустроенности офицера. И вторая, весьма показательная, - желание через военный вуз увильнуть от призыва, "отсидеться" четыре года в военном институте, получая ежемесячно около 1500 рублей и достаточно приличные знания. Время обучения в ввузе, по закону, засчитывается в срок срочной службы, а получив справку об обучении в высшем учебном заведении, можно поступить с нею в другой, уже гражданский вуз.
Как бороться с такой напастью, в армии не знают. По Конституции, у нас образование бесплатное, и востребовать по суду расходы Министерства обороны на подобного "зайца" невозможно. А изменениям в законодательстве препятствуют и некоторые чиновники из Минобразования. Они говорят, что военные готовят специалистов не для армии, а для всей страны. Все так, но тогда пусть нереализованные армейские расходы государство и оплачивает. За счет дополнительных вливаний в военный бюджет. Но этого тоже не происходит.
Как быть? Есть предложение высчитывать с "зайцев" по суду стоимость формы, которую они сносили за время учебы, съеденных завтраков, обедов и ужинов, коммунальные расходы на общежитие. Учеба - так и быть - бесплатно. А за прочее, будь добр, заплати. Может, такая мера сократит выброшенные из кармана налогоплательщика средства?
Правда, генерал Панков сказал мне, что дело не только в изменении законодательства и строгом судебном спросе за бесцельно для армии потраченные деньги. Дело еще и в том, кого и как отбирают военкоматы кандидатами для учебы в военных вузах. Сотруднику военного комиссариата почему-то недосуг поинтересоваться, что представляет собой будущий курсант, чем он дышит, каковы его личные качества и жизненные устремления.
"Военка" - для отмазки
От такого же формализма и иждивенчества, считает начальник ГУКа, должны избавляться командиры частей и соединений. Не надо ждать, кого пришлет им командирами взводов, заместителями командира по воспитательной работе, специалистами на ту или иную инженерную должность вышестоящий кадровый орган, надо идти в гражданские институты и отбирать там на военных кафедрах тех студентов, кто после окончания вуза хочет и готов два года послужить в армии на офицерских должностях.
Военных кафедр в гражданских институтах расплодилось в последнее время видимо-невидимо. И хотя Министерство обороны всеми силами пытается сдержать этот процесс, остановить его не удается. Понятно, почему. Молодые люди хотят иметь гарантию, что в случае чего пойдут служить в армию хоть и на 24 месяца, но лейтенантами, а не на год, но солдатами. Выгодно иметь такую кафедру и вузу - это повышает его привлекательность.
Но для армии подобные кафедры - головная боль. Многие из них - практически для проформы. Уровень преподавания крайне низкий, бывает, не выделяется даже необходимое количество часов, студенты их не посещают, а первичное офицерское звание вместе с дипломом присваивают всем.
Проблема в том, что столько лейтенантов Вооруженным силам не надо. Призвать могут только пять тысяч выпускников по особо дефицитным специальностям, в основном инженерного профиля, медиков, юристов, программистов, а ежегодный выпуск - до 50 тысяч. Но и при этом многие из тех, кто нужен армии, не хотят идти служить. Престиж офицера, даже "двухгодичника", в обществе крайне низок. К тому же "подневольный" командир - беда для подразделения.
Своим отношением к исполнению воинского долга он разлагает подчиненных и больше, чем солдат-срочник, как утверждают служивые, нуждается в "няньке и погоняле". Так возникает противоречие: с одной стороны - подписал контракт с военной кафедрой, выполняй свои юридические обязательства. С другой - избавь бог армию от таких горе-офицеров. Что делать?
Выход из ситуации, как считают некоторые эксперты, в том индивидуальном отборе, о котором говорилось выше. И еще, от этого мы все равно никуда не денемся, - в повышении престижа офицерской службы. Если лейтенант, как, впрочем, и солдат-контрактник, будет получать на 15-20 процентов больше, чем в среднем по стране зарабатывает инженер, педагог, врач, юрисконсульт, если по прибытии в полк он со своей молодой семьей получит как минимум благоустроенное общежитие, острота проблемы с отбором для армии офицерских кадров с дипломами гражданских университетов и институтов отпадет сама собой.
Правда, есть еще вопрос военно-профессиональной подготовки таких офицеров. Ее разумно проводить не на военных кафедрах вузов, где для этого часто нет соответствующей учебно-материальной базы и высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, а в аудиториях, на полигонах и учебных классах военных академий и институтов. Впрочем, для того чтобы стать базой для подготовки офицеров запаса, военные академии, университеты и институты должны сами многое что изменить в своих стенах.
Сапожники без сапог
И в первую очередь - резко модернизировать и усовершенствовать, в ряде случаев просто пополнить свою учебно-материальную базу. За последние десять лет вузы Министерства обороны не получили ни одной единицы новой боевой техники и вооружения, а та, что была на их балансе, практически израсходовала свой ресурс.
В вузах сухопутных войск учебно-тренировочные средства - тренажеры, а также танки, БМП, БТРы, самоходные артиллерийские установки и другая боевая техника, как гласит авторитетное заключение, "имеют предельные сроки эксплуатации, ненадежны в работе и нуждаются в замене". При этом 20-25 процентов учебно-тренировочных средств по огневой подготовке (автоматы, пулеметы, гранатометы и пистолеты) и 60-65 процентов по вождению (вся бронетехника и автомобили) выпущены до 1990 года.
А по срокам эксплуатации бронетанковое вооружение и военная техника "переживают" уже 10-20 лет. Таких экземпляров в военных институтах и академиях более 75 процентов. Еще хуже обстоят дела в авиационных вузах. На 95 процентах летательных аппаратов закончился ресурс двигателей и вспомогательных силовых установок, бортовое оборудование исправно на 40-45 процентов. На таких "самолетах" не то что в воздух подниматься невозможно, их опасно изучать и на земле. Да что там машины и самолеты! Книг и учебников не хватает. Что такое компьютер и Интернет, не знают даже в военных институтах, где готовят штурманов для дальней авиации.
Ситуация начала исправляться только с нынешнего года. Заместитель министра обороны по кадрам генерал-полковник Николай Панков сказал мне, что оборонный бюджет 2003 года выделил на закупку боевой техники, вооружения и других учебно-тренировочных средств для военных вузов 400 млн рублей. В 2004 году должно быть не меньше. Это, конечно, прорыв, если помнить, что с 1991 года на такие цели армия не получала ни копейки.
Элита на вырост
"Бить по хвостам" в нашей стране и в армии всегда умели. Но проблема с подготовкой офицерских кадров не замыкается только на сегодняшнем дне. Реформа Вооруженных сил предполагает овладение российскими командирами передовыми методами и способами ведения современного боя. Не только общевойскового, авиационного, морского или специальных операций, как мы привыкли воевать со времен Великой Отечественной, а интегрированного, где задействованы не только наземные войска, но и космос, воздух, море - все природные среды, все виды вооружений и все рода войск.
Не секрет, российская армия отстает от передовых армий мира по многим видам вооружений, а главное - по средствам обеспечения боя: системам космической разведки, навигации и целеуказания, связи и автоматического управления войсками, по применению высокоточного оружия и разведывательно-ударных комплексов... И понятно, что далеко не все наши генералы умеют применять эти системы в комплексе (у нас "выросли" командиры дивизий, которые никогда не видели и не управляли даже на учениях полностью развернутым общевойсковым полком). И есть очень острый вопрос - как научить умению управлять разнородными боевыми силами и средствами будущих лейтенантов, капитанов - командиров сегодняшней и завтрашней контрактной армии?
Николай Панков сказал мне, что это очень непростой вопрос. Но решаемый. Руководство Вооруженных сил обсуждало его на недавно закончившихся учебно-методических сборах начальников военных вузов. Решено включить в подготовку будущих офицеров, причем всех без исключения учебных заведений Минобороны, специальный курс, посвященный современной системе вооруженной борьбы. Это должна быть базисная основа для всего комплекса военного образования.
Лейтенант, полковник, генерал, вне зависимости, какой ввуз он закончил, должен ясно понимать и знать, что он вместе со своими подчиненными - часть общей системы вооруженной борьбы, представлять свое место и роль в ней, уметь опираться на какие-то базисные знания и умения, которые он потом станет совершенствовать от ступеньки к ступеньке служебного роста. Он должен быть рассчитан конкретно для каждого лейтенанта и выполняться, пусть не на сто процентов, но как минимум на 85. Такой элитный рост, не только в званиях, но и в интеллекте, в умении мыслить и действовать на уровне требований времени, как раз и предполагает военная реформа, утверждает начальник ГУКа.
Так это будет или не так, покажет время. Одно очевидно: для того, чтобы наша армия стала вровень с передовыми военными организациями мира, нужны усилия не только военных, но и правительства, всего российского общества. Готовы ли мы к этому не на словах, а на деле - большой вопрос.