Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 26
Игорь Плугатарев. Статья. Лукашенко отменил закон о всеобщей воинской обязанности. Стр. 4
25 ИЮЛЯ президенты Белоруссии Александр Лукашенко и России Владимир Путин практически час в час подписали нормативные акты, касающиеся нововведений в организации призыва на военную службу в своих странах. Лукашенко утвердил новую редакцию Закона "О воинской обязанности и военной службе", а Путин, как уже сообщалось, подписал указ "Вопросы организации альтернативной гражданской службы". Таким образом, каждый президент регламентировал ряд вопросов, которые особо волнуют призывников и их родителей как в той, так и в другой стране. Причем если в России новый закон (который вообще-то уже и не такой новый, поскольку Государственная Дума приняла его еще летом прошлого года) практически никто не заметил, то в Белоруссии вокруг него была развернута пропагандистская кампания. В связи с чем российские аналитики не исключают, что в синхронности подписания указов гораздо меньше случайности, чем выверенного расчета со стороны белорусского лидера, который явно подгадал подписание своего указа под подписание аналогичного указа Путиным. И национальные СМИ вещают теперь о том, что теперь белорусский закон куда лучше, чем подобный же российский.
"Белорусская армия вообще по разным параметрам выгодно отличается от российской, - прокомментировал эту ситуацию "НВО" эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - И Лукашенко грех было бы лишний раз не подчеркнуть этот факт в позиционировании себя как заботливого "отца нации", в том числе и в отношении того, что касается вооруженных сил. Кроме того, это может быть в определенной степени ответом на российскую идею о привлечении наемников из стран СНГ, в том числе и из Белоруссии, обнародованную не так давно на уровне самого Путина. Идеей этой недовольны буквально во всех странах Содружества. И ход Лукашенко в этом смысле может быть первым своеобразным ответом Москве. Явные выгоды, прописанные и утвержденные Лукашенко в новой редакции белорусского закона, имеют целью не допустить белорусов в российскую армию".
Выгоды же эти видятся в следующем. Самое примечательное - Лукашенко ввел, как сказал один из экспертов "НВО", в пику "путинской альтернативной службе" - службу в резерве. Такая служба сегодня не предусмотрена не только в России, но ни в одной другой стране СНГ. На нее будут направляться граждане из числа высококвалифицированных кадров, деятелей науки, культуры, искусства и, конечно, так почитаемого белорусским президентом спорта. Отныне эти ценные работники и будущие олимпийские чемпионы могут не бояться потерять квалификацию за два года профессиональной жизни и службы в армии. Надо отдать Лукашенко должное, ибо, если сравнивать с Россией, то многие известные отечественные деятели культуры и спорта призывного возраста часто вынуждены переезжать на Запад только для того, чтобы не тянуть два года или даже льготный год солдатскую лямку.
Белорусское Министерство обороны уже подсчитало ожидаемую численность таких граждан - 350-450 человек. Более того, в случае избытка призывных ресурсов (это в то время, как российские военкоматчики гоняются чуть ли не за каждым призывником, который по максимуму использует все возможные лазейки, чтобы "откосить" от армии!) Минобороны будет определять на службу в резерв и иных граждан, необходимых для укомплектования различных вооруженных формирований Белоруссии. И в таком случае число таких, по российским понятиям, "счастливчиков" может возрасти до 3,5 тыс. человек. Для Белоруссии это довольно солидный контингент.
Лукашенко пошел также на то, что исключил из новой редакции закона понятие "всеобщая воинская обязанность". Теперь в Белоруссии просто "воинская обязанность". Это явный пропагандистский ход. То есть считается, что в стране отныне есть отдельные категории граждан, которым можно не исполнять воинскую обязанность, их не могут призывать на военную службу. В число таких включили, например, женщин и людей, не годных по состоянию здоровья и прочим причинам к армейской службе (как будто прежде их тянули в армию силком). Своим указом Лукашенко расширил также категорию граждан, которые либо освобождаются от призыва на срочную военную службу, либо им предоставляется отсрочка от указанного призыва. Скажем, под ружье не будут брать не только тех мужчин, родные братья которых погибли, умерли либо стали инвалидами I или II группы вследствие ранения (контузии), травмы, увечья, заболевания в период прохождения военной службы, но и тех, кто по указанным причинам потерял отца, мать, или сестру.
Кроме того, отсрочка от призыва на срочную службу будет предоставляться гражданам, которые обучаются в высших учебных заведениях не только на дневных (очных), но и на заочных и вечерних отделениях. Подобную же отсрочку получат и обучающиеся за границей. Намек на Россию здесь более чем очевиден: в российских вузах в настоящее время проходят обучение тысячи белорусов.
Иным же сроки службы могут быть значительно сокращены. В этом смысле предусматривается возможность создания в высших и средних специальных учебных заведениях военных кафедр или факультетов для подготовки младших командиров. Граждане, прошедшие здесь обучение и сдавшие установленные программами подготовки экзамены, будут проходить срочную военную службу в течение всего 6 месяцев.
При этом, продекларировав все это, белорусский батька в своем стиле отдельными статьями закона запугал местную власть, в ведении которой создание призывных комиссий. Он возложил на ее должностных представителей прямую ответственность за возможный вред (!), который они могут причинить вооруженным силам страны или другим воинским формированиям призывом на срочную службу граждан, не подлежащих в соответствии с новым законодательством такому призыву.
На фоне "путинского" закона об альтернативной гражданской службе (АГС), по оценкам военных специалистов, все это действительно выглядит очень выгодно. Если у Лукашенко все направлено на "облегчение участи" мужчин призывного возраста, уменьшение сроков, то у Путина, наоборот, все в сторону "ужесточения", увеличения длительности службы. Напомним, что в соответствии с новыми правилами, срок российской АГС в случае, если она будет проходить в гражданских учреждениях, будет превышать срок военной службы по призыву почти в два раза - 3,5 года. А если граждане будут проходить АГС в организациях вооруженных сил, их срок такой службы будет превышать срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составит 3 года. Однако чтобы попасть на АГС, гражданин еще будет обязан доказать, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Причем убедительность таких доказательств будут оценивать призывные комиссии. Во что это может вылиться в российских условиях, объяснять излишне. Тем не менее начальник направления призыва Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-майор Виктор Кожушко считает, что осенью 2004 г. в России будут проходить альтернативную гражданскую службы до 5 тыс. человек.
Есть и еще одна деталь. Лукашенко ввел свой закон в силу со дня его официального опубликования (за исключением норм о службе в резерве, которые вступят в силу ровно через полгода, что вызвано необходимостью создания условий для организации их практической реализации). Российский же закон об АГС начнет действовать только с 1 января 2004 г. Но здесь у Лукашенко уже чисто политический расчет. Реальное действе закона, утвержденного белорусским батькой, в его электорате почувствуют уже в ближайшие осенние месяцы, когда начнется очередная призывная кампания. Для белорусского батьки это очень важно. Осенью он планирует осуществить ряд уже готовых сценариев по продлению срока своих президентских полномочий, которые истекают у него в 2006 г. Лукашенко хочет править дальше и ради этого прибегает к различным ухищрениям. И отмена закона о всеобщей воинской обязанности позволяет подозревать поиск путей как можно дольше остаться у власти.