Российская газета, № 242, 8 декабря 2001 г.

Борис Ямшанов. Статья. Солдат нет. Служба идет. Стр. 1,3

Вчера на совещании у председателя Правительства РФ Михаила Касьянова думали над тем, как приступать к практическому реформированию армии. В обсуждении вопроса приняли участие вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин, глава МЧС Сергей Шойгу, замминистра обороны Любовь Куделина, а также депутаты Госдумы Борис Немцов и Егор Гайдар. С основным докладом выступил начальник Генштаба Анатолий Квашнин (министр обороны Сергей Иванов находится с визитом в Душанбе).
Михаил Касьянов напомнил, что две недели тому назад Президент одобрил предложения Правительства по постепенному переводу комплектования части армии на контрактную основу. Кроме того, сказал премьер, сейчас рассматривается возможность сокращения срока службы в армии. Реформа в соответствии с поручением Президента должна начаться в 2004 году, поэтому у Правительства есть только год на подготовку, ведь уже в бюджете 2004 года должно быть заложено финансирование. Еще раньше, через полгода, - к июню 2002 года - должна быть готова концепция проведения реформы, а во второй половине будущего года - детально проработанная федеральная целевая программа, предусматривающая все этапы реформы.
Михаил Касьянов особо подчеркнул, что в этой связи необходимо учесть все происходящие в стране экономические и социальные реформы, оценить все возможности государства, чтобы не допустить ошибок, но и не затягивать ожидаемую в обществе реформу.
Цель реформы известна. Ее предметно сформулировал Президент РФ Владимир Путин: повышение боевой готовности за счет оптимизации численности и состава армии, а также подъем качественного уровня технического обеспечения Вооруженных Сил. За мудреной для непосвященного формулировкой скрываются вполне конкретные вещи. Надо сделать так, чтобы армия стала значительно меньше по размерам, но при этом была способна молниеносно отразить любую возможную агрессию в любой точке наших бескрайних просторов. Для этого надо, чтобы как можно меньше людей сидело в штабах, а больше - за пультами управления техникой и оружием. Ради этого были упразднены два из пяти прежних видов Вооруженных Сил - РВСН и ПВО, сокращены многие части и обеспечивающие структуры в пользу боевых подразделений. Численный состав всех воинских формирований в стране тоже должен быть сокращен на 600 тыс. "штыков", т.е. фактически почти наполовину, этот процесс уже идет.
Следующая очень непростая проблема - за счет кого и каким образом комплектовать полмиллиона с лишним солдатских и сержантских должностей. Не секрет, что людей волнует прежде всего именно эта, а не "штабная" часть реформы. Позиции здесь у многих расходятся. Так, лидер фракции СПС в Госдуме Борис Немцов предлагает свою концепцию реформы, а именно: 400 тыс. должностей комплектовать контрактниками, а 142 тысячи - за счет срочников по призыву, причем чтобы срочники служили не 2 года, а 6-8 месяцев. При этом он упрекает генералов в нежелании реально реформировать армию.
Военные в ответ заявляют, что сегодня мода на армейскую реформу, всяк считает себя здесь специалистом, примерно как любой болельщик знает, как забивать голы в футболе. По оценкам Генштаба, за 6-8 месяцев службы можно подготовить резервиста, но не мастера боевой специальности. Да и потом: при всем желании лишь к 2005 году удастся набрать 150 тысяч контрактников, а 392 тысячи придется комплектовать срочниками, которые будут служить 2 года.
Можно не сомневаться, что симпатии абсолютного большинства рядовых граждан на стороне Немцова, а это, кстати, совсем не лишне на очередных выборах в Госдуму. Но и сермяжную правду жизни, о которой твердит Генштаб, никуда не денешь. Все или очень многое упирается в деньги, финансовые возможности нашей экономики, которая как бы и поднимается с колен на ноги, но стоит на них пока некрепко.
Немцов уверяет, что если платить контрактнику 3,5 тысячи рублей в месяц, то в армию выстроится очередь желающих. Генштаб отвечает, что сегодня контрактникам в Чечне и в Таджикистане платят по 7,5-8 тысяч, но очередь не туда, а оттуда. К тому же зарплата - лишь часть расходов. Контрактник - не монах, он не дает обет безбрачия. Значит, нужны будут сотни тысяч квартир, детские сады, поликлиники, госпитали, прочие учреждения социалки, особенно в отдаленных местностях. Откуда все это взять, если на сегодня более 100 тысяч офицеров, уволенных со службы, без крыши над головой? Так что реальная реформа - это не красное словцо и не привлекательный рекламный ролик. Не случайно в мире лишь три страны имеют профессиональные армии, даже США не полностью, хотя переходили к ней более 10 лет, а Германия, Франция, Швеция и другие очень не бедные государства думают затратить на переход к контрактной основе еще по 5-7 лет. Так что наши планы на завершение реформы к 2010 году, скорее всего, будут выдержаны самой жизнью. Но чтобы они осуществились, начинать надо уже сегодня, о чем и сказал на совещании Михаил Касьянов. Еще он подчеркнул, что в числе других будет все-таки рассматриваться вопрос о сокращении сроков службы срочников, что не может не порадовать призывников и их родителей. А в целом Российская армия должна состоять из регулярных воинских частей постоянной боеготовности, комплектуемых на сто процентов контрактниками, и из мобилизационного резерва, заявил премьер-министр. По его словам, мобилизационный резерв будут составлять граждане, находящиеся в запасе, и призывники.

Реклама