Общая газета, № 18-19

Олег Владыкин. Статья. Можно не стрелять. Стр. 4

Еще с началом прошлого - осеннего - призыва 19-летний житель Самары Андрей Чернович обратился в свой военкомат с просьбой о замене военной службы на альтернативную гражданскую. С 1996 года он является членом церкви евангельских христиан-баптистов “Благодать” и по религиозным убеждениям не может стать в строй. Его вопрос решился спустя полгода через суд, который стал одним из самых заметных процессов в городе.

Альтернативы нет

Представлявшая в суде интересы Черновича юрист Светлана Пальмова объяснила обозревателю “ОГ”: “Мне близки и понятны убеждения Андрея, поскольку сама являюсь членом той же церкви. Надо было убедить всех участников процесса в том, что Чернович не исполнения долга перед государством и обществом желает избежать, как настаивали в военкомате, а хочет жить в согласии со своей верой, с самим собой и с законом”.

Статья 59 Конституции РФ гласит, что в случае, когда убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее гражданской альтернативной. Будто под Андрея писано. Вырос в семье христиан-баптистов, пять лет назад принял крещение в церкви “Благодать”, стремится строго следовать евангельским заповедям. “Поймите, - говорила Светлана, - для него неприемлемо заниматься чем-либо, что может причинить зло, страдания другим людям, брать в руки оружие и быть угрозой чьей-то жизни. Не может он и присягу принимать, памятуя слова Христа: “Не клянитесь вовсе...”

В Главной военной прокуратуре мне не раз говорили о законодательном тупике, в котором сейчас оказались и армейские правоведы, и военкоматы. Упомянутая конституционная норма предполагает наличие закона, определяющего порядок организации и места несения альтернативной службы. Но уже который год он никак не может выйти из стен Госдумы. “Сегодня мы имеем правовой парадокс: чтобы привлечь к ответственности человека за уклонение от военной службы, нужно по сути получить его собственное признание в умышленном нарушении закона, - жаловался мне знакомый сотрудник ГВП. - Доказать факт уклонения иначе почти невозможно. Молодому человеку достаточно просто объявить о своих убеждениях”. Нет и четких законодательных критериев для определения истинности убеждений, а отсюда - основы для применения конституционной нормы к конкретным людям. И военкоматы, приученные жить по директивам и приказам, столь неопределенную ситуацию, конечно же, используют так, как выгодно прежде всего им. Ведь в условиях, когда лишь 12 процентов от призывных ресурсов страны не охвачены системой отсрочек и освобождения от службы, комиссариаты по нарядам, спущенным из Генштаба, должны призывать буквально всех, кого удается.

Компромисс согласия не приносит

- Мы готовы пойти навстречу тем, кто не может проходить строевую службу с оружием в руках, - заявил представитель военного комиссариата Самарской области Виктор Гришаев, - однако федеральное законодательство нам такой возможности не дает. Поэтому предлагаем им своего рода компромисс - службу в строительных и железнодорожных войсках.

Андрею Черновичу в конечном итоге тоже сообщили, что он “предназначен к службе в железнодорожных войсках”.

Но в нынешних предложениях военкоматов ничего нового нет. Да, боевой подготовкой там каждодневно не занимаются, но члены любой призывной комиссии прекрасно знают, что направляют молодых людей именно на военную службу и станут они все равно солдатами. Это очевидно и Андрею Черновичу. Подготовив с помощью Светланы Пальмовой жалобу в суд на неправомерность действий призывной комиссии, он сослался на Федеральный закон “О железнодорожных войсках Российской Федерации”, где прямо говорится, что данная служба является военной. А в ней он видит только одно: “Там все связано с насилием. И в том, как жизнь устроена, и в том, что могут послать убивать. Я знаю многих христиан, которым пришлось пройти армию, и они вернулись оттуда с ожесточенными сердцами”.

Баптисты в армии

Щуплый солдатик упирался изо всех сил, когда два здоровенных сержанта силой подтаскивали его к лежащему на земле карабину. Все повторял: “Не могу я, поймите...” Cолдата повалили на расстеленную возле оружия плащ-палатку, один сержант взгромоздился ему на спину. Другой, кроя матом, пытался прижать к карабину ускользающие руки новобранца и зацепить его указательным пальцем спусковой крючок. В конце концов грянул выстрел. И сразу же - пронзительный крик: “Не я стрелял, Господи! Не я!”

Эту тяжелую сцену мне довелось увидеть во время собственной службы в отдельной дорожно-строительной бригаде Забайкальского военного округа. Призванных туда сразу нескольких христиан-баптистов командиры решили сделать “полноценными” солдатами. Метод был проверенный. Ну твердят чудаки: “Не убий... Не клянись...” А как только выполнят положенное перед присягой начальное упражнение учебных стрельб, пальнут хотя бы в воздух - как миленькие покорятся: зачитают текст “священной клятвы” да и распишутся под ее текстом. Схема срабатывала многие годы...

На суде Андрею почти не пришлось выступать. Признается, что все время сосредоточенно молился, “дабы Бог расположил к нему судей”. Ну и, конечно, ответчиков. С ними, представителями военкомата, в основном полемизировала Светлана Пальмова. Доказать приверженность Андрея вероучению баптистов-евангелистов оказалось несложным. Достаточно было документа, подтверждающего время крещения юноши, а также свидетельства пастора церкви “Благодать” Петра Сусляева об участии Андрея в жизни общины.

- Сомнению неожиданно подвергли саму возможность применить конституционную норму к человеку с такими взглядами, как у Черновича, - рассказывает Пальмова. - Не наличие у него определенных убеждений вдруг стали оспаривать представители военкомата, а вообще право думать иначе, нежели они, строить свою жизнь на принципах, нетрадиционных для большинства окружающих, да еще сметь рассчитывать на поддержку закона. При этом наши оппоненты пользовались не правовой, а эмоционально-плакатной аргументацией. Пытались устыдить нас, вспоминая Александра Невского и Дмитрия Донского, почитаемых святыми именно за то, что с мечом в руках сражались за Родину. Да, православная церковь благословляет воинов и дела ратные. Но мы-то не связываем понятие патриотизма с необходимостью непременно браться за оружие...

Выход есть, было бы желание

И Андрей, и Светлана не отрицают потребности государства в таком институте, как армия. Больше того, считают даже допустимым прохождение альтернативной службы внутри Вооруженных сил. Главное, чтобы у человека всегда был выбор. Один сам хочет взять автомат да поехать в горячую точку - вон сколько их подписывается на контрактную службу. Так почему бы с другим тоже не заключать договоры, напротив, исключающие контакты с оружием, обязательную клятву, понуждение к насилию? Лишь бы им гарантировали соблюдение этих условий, а они будут честно выполнять принятые на себя обязанности. Санитаров, поваров, истопников, да мало ли какие еще подходящие места можно подыскать. Многие войсковые офицеры утверждают, что и в прежние времена, несмотря на экзекуции, которым подвергались те же баптисты, не было в подразделениях солдат более покладистых и добросовестных в выполнении хозяйственных поручений. Но, увы, условия для бесконфликтного и взаимополезного существования обеих сторон не предусмотрены законом по сей день.

Вот поэтому, признав доводы Черновича и Пальмовой обоснованными, а также в связи с отсутствием практической организации в стране альтернативной гражданской службы, суд Промышленного района города Самары принял решение удовлетворить просьбу истца и попросту освободил его от солдатской перспективы. После заседания судья Марина Шевченко в ответ на открытое выражение недовольства таким решением представителями призывной комиссии воскликнула: “Неужели вы так и не поняли, что парень действительно верует и на самом деле служить не может? Во всяком случае, где-либо в войсках...”

И все же подход к таким призывникам, как Чернович, в военкоматах стал меняться. На днях вызванного повесткой в военный комиссариат Железнодорожного района Самары молодого баптиста ошеломили нежданным предложением: “Напиши заявление, что твои религиозные убеждения не позволяют служить в армии, и принеси подтверждающую бумагу из своей церкви”. Попросили не обращаться в суд, пообещав и без иска к ним освободить от призыва. То ли Божьей милостью, то ли земным правосудием, но к евангельским христианам сердца работников военкоматов, похоже, расположились.

Реклама