Независимое военное обозрение, № 33 , приложение к “НГ”

Вадим Соловьев. Статья. Правительство предлагает увеличить военный бюджет на треть. Стр. 1, 3

10 сентября депутаты Государственной Думы возобновят свою работу после летнего перерыва. Военные, как всегда, ждут от высшего законодательного органа страны среди многих документов, определяющих их статус в обществе, быть может, самый главный - военный бюджет на следующий год. Правительство уже представило свои соображения на этот счет. Депутаты, как показывает практика предшествующих лет, готовы его обсуждать довольно горячо.

И оснований для того немало. Несмотря на все президентские указы, заверения, тем не менее уровень средств, выделяемых на национальную оборону, снижается год от года. Когда-то первый президент России чуть ли не законодательно ввел показатель военных средств к внутреннему валовому продукту (ВВП) в размере 3,5%, не менее. В действительности же, в этом году он был понижен до 2,77%, а в следующем, 2002 г., прогнозируется не выше 2,5%. Но это, наверное, не предел, такая тенденция, как очевидно, будет сохраняться и в последующем. Однако в реальном исчислении ассигнований на оборону цифры тем не менее растут. С 214,7 млрд. руб. в этом году до 282,4 млрд. руб. в 2002 г.

Таким образом, увеличение ассигнований на военные нужды в России составляет примерно треть денежной массы. Однако, если принять во внимание российскую инфляцию, которая составляет до 20% ежегодно, то абсолютные величины военного бюджета не так уж значимы. А по-житейски рассуждая, невольно приходишь к выводу, что практический уровень финансирования остался на уровне текущего года. Резервное (чуть более 10%) увеличение оборонного бюджета без труда может быть поглощено российской инфляцией. Так что источников для улучшения положения в войсках на первый взгляд не видно.

Тем не менее министр обороны Сергей Иванов настроен весьма оптимистично, он считает, что в результате сокращения численности Вооруженных сил "появляются финансовые ресурсы на приобретение новых видов вооружения. Руководство Министерства обороны понимает: от ускоренного сокращения военные же в итоге и выигрывают". При этом игнорируется тот очевидный факт, что массовое сокращение военнослужащих ложится тяжелой дополнительной ношей на военный бюджет, так как надо выплатить огромное подъемное пособие, обеспечить жильем, выделить средства на перемещение семьи военнослужащего к постоянному месту проживания. Министр заявил, что в этом году было сокращено чуть менее 100 тыс. человек, в течение ближайших лет предстоит уволить еще 260-270 тыс. человек из состава Вооруженных сил.

Но, все же, правительство заявляет, что проект федерального бюджета-2002 предусматривает увеличение с 1 июля следующего года денежного довольствия военнослужащим в два раза якобы для приведения соответствия с окладами государственных служащих. Очевидно, что сегодня явно не хватает денежной массы даже для того, чтобы рассчитаться с военнослужащими, несущими службу в Чечне. На несколько месяцев там задерживается выплата "боевых", стало правилом, что денежное довольствие солдаты и офицеры получают на месяц позже. Вследствие этого среди солдат-контрактников выдерживают до года службы не более 20%.

Сможет ли скомпенсировать провалы в равномерном и четком обеспечении военнослужащих денежным содержанием, и более того, позволит ли досрочное увольнение нескольких десятков тысяч военных создать необходимый финансовый задел для повышения денежного содержания остающихся на военной службе - большой вопрос. Пока в статьях бюджета процесс финансирования не расшифровывается, а видимых дополнительных бюджетных источников не видно.

Правда, отдельной строкой прописаны расходы по военной реформе, они увеличены почти в три с половиной раза (с 4,5 млрд. руб. в 2001 г. до 16 млрд. руб. в 2002 г.). Однако и с этой статьей не все ясно, как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, военная реформа означает не только сокращение численности армии. Сюда включена, по его словам и реформа военных соединений, родов войск и их передислокация, на которую также потребуются деньги. От себя добавим, что немалые. И конечно, приоритетным станет оплата организационных мер по реформированию Вооруженных сил, человек же, отставник, с его проблемами и волнениями, окажется ниже этих государственных оборонных приоритетов.

Кроме того, правительство намерено подвесить бюджету в Минобороны довольно тяжеловесную гирю в 55 млн. руб., именно столько планируется потратить по статье "Национальная оборона" на казенные предприятия оборонной промышленности, "при недостаточности у них доходов от реализации продукции". В то же время, на реализацию президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" почти 5,5 млрд. руб. будут изъяты из статьи бюджета "Промышленность, энергетика и строительство". Но это распространяется только на военнослужащих, находящихся на действительной службе. На военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил, не распространяется.

Сказать, хотя бы приблизительно, сколько средств выделяется на закупку вооружений и военной техники, организацию боевой подготовки и многое другое, связанное с военной службой, не представляется возможным из-за того, что проект бюджета остается фактически закрытым документом. Кстати, эта тенденция прогрессирует. В этом году, например, перестали публиковаться данные об уровне выполнения оборонно-промышленным комплексом военного заказа. И вообще, с каждым годом налогоплательщик знает все меньше и меньше о том, куда и на какие нужды расходуются его кровные денежки в силовых структурах. Парадоксально, но факт: Россия, которая стремится стать в один уровень с демократическими государствами мира, в действительности же демонстрирует излишнюю закрытость. Военный бюджет отнюдь не является прозрачным, и гражданское общество не может осуществлять действенный контроль над силовыми структурами. А это, по логике вещей, должно было стать следующим шагом, после того, как Кремль решительно заменил министра обороны - генерала на гражданского политика. Представляется, что на пути к подлинной демократии следовало бы проявлять больше решительности, а не потворствовать высокопоставленным чиновникам в сокрытии самой жизненно необходимой информации для военнослужащих, членов их семей об истинном финансовом здоровье Вооруженных сил. Это в конце концов не праздное любопытство, а естественное право граждан государства, провозгласившем себя демократическим. А пока госчиновники играют с ними в свои игры, а, возможно, и с депутатским корпусом тоже.

Хотелось бы надеяться, что депутаты Госдумы в ходе рассмотрения бюджета-2002 серьезно озаботятся этим вопросом. Кажется, настало время закрепить транспарентность расходов на оборону законодательно. Ведь как ни крути, а его обсуждение и формирование - дело всенародное, каковым также является обязанность защищать Отечество.

Реклама