Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 43

Владимир Мухин. Статья. Оборонная реформа только начинается. Стр. 1,3

Конец года ознаменовался победными реляциями об очередных достижениях военной реформы. На вопросы "НВО" отвечает председатель комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Виктор Озеров.

Из досье "НВО"

Виктор Алексеевич Озеров родился в 1958 г. в Абакане. Окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище (в 1979 г. с отличием), Военно-политическую академию (1989 г.), Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации (1998 г.). Проходил службу в Венгрии (Южная группа войск), Прикарпатском и Дальневосточном военных округах. В ноябре 1991 г. избран председателем Вяземского районного Совета народных депутатов, в 1994 г. - депутатом и председателем Хабаровской краевой Думы. С 1996 г. - член Совета Федерации РФ. Председатель комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны.

ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ, как вы оцениваете итоги боевой учебы и службы военнослужащих Российской армии в 2003 году?

- Данные оценки прозвучали, как известно, из уст Верховного главнокомандующего президента Владимира Путина на сборе руководящего состава Вооруженных сил РФ 18 ноября и здесь мне нечего добавить. Действительно, по сравнению с прошлыми годами налицо определенные сдвиги и главным образом - в части боевой подготовки войск, проведения военных учений и сборов, улучшения морального климата в армейских коллективах, материального снабжения войск. Хотя проблем хватает, и перед Минобороны, и всей властью в целом, стоит важная задача, связанная с дальнейшим развитием наших Вооруженных сил, укреплением обороноспособности страны.

- В решение этих задач вносит свою лепту и возглавляемый вами комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Чем вы сейчас заняты, что беспокоит?

- В январе 2004 года нашему комитету исполняется 10 лет. За это время рассмотрено более 500 законопроектов, которые стали законодательной основой документов, регламентирующих вопросы обеспечения обороноспособности страны. Это немало. Но задачи и проблемы остаются. Скажем, мы для себя определили ряд ключевых моментов, которые должны отстаивать и проводить в своей деятельности.

Прежде всего это касается вопросов, связанных с отстаиванием социального статуса военнослужащих. Как вы знаете, в бюджете 2004 года не предусмотрена индексация денежного довольствия. Мы это обсудили на заседании комитета и предложили председателю СФ Сергею Миронову направить письмо на имя президента РФ, чтобы в тексте президентских поправок к закону о бюджете-2004 было внесено поручение правительству РФ во втором полугодии будущего года внести соответствующий закон, чтобы оно проиндексировало довольствие военнослужащих на уровне инфляции, которая на то время сложится. К сожалению, это не нашло поддержки у депутатов Государственной Думы.

Другая социальная проблема, которая нас волнует, - обеспечение военнослужащих жильем. Мы предложили правительству продлить действие Программы по государственным жилищным сертификатам с 2004 до 2007 года. И оно с нами согласилось. Кроме того, нами внесено предложение скорректировать стоимость квадратного метра жилья в зависимости от местности, где военнослужащий выбирает место своего проживания после увольнения из ВС. Комитет не согласен с объемами финансирования жилищного строительства и ставит этот вопрос перед правительством и президентом.

Думается, пришло время закрепить в законодательном плане правовые нормы, регулирующие ответственность (прежде всего, экономическую) выпускников образовательных учреждений силовых министерств и ведомств, в случае их досрочного увольнения со службы.

Мы участвуем в дальнейшей разработке нормативных правовых актов, связанных с прохождением военной службы по контракту. С этой целью после выездного заседания комитета в 76-й дивизии ВДВ (Псков), мы предложили подготовить в первоочередном порядке пакет законопроектов, обеспечивающих новый способ комплектования войск, а также придать Федеральной целевой программе на 2004-2007 годы по обеспечению комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, статус президентской.

- Какие законодательные акты будут в ближайшее время приняты, чтобы обеспечить эффективное проведение военной реформы?

- Во-первых, назрела объективная необходимость в принятии Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на разрешение проблем комплектования воинских частей. Отрадно отметить, что процесс его принятия находится в завершающей стадии. Потребуются внесение изменений и дополнений в Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О внутренних войсках МВД РФ", "Об органах ФСБ" и др.

Во-вторых, необходимо дальнейшее совершенствование Федерального закона "Об обороне". В нем прежде всего следовало бы уточнить управляющие и координирующие функции различных организационных структур в оперативном управлении Вооруженными силами.

В-третьих, необходимо активизировать работу по принятию Федерального закона "О Вооруженных силах Российской Федерации", который определит структуру военной организации России.

- Какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо решить, чтобы завершить военную реформу в стране? К какому сроку это может произойти?

- Военная реформа - это не кратковременный акт. Например, Петр Великий создавал и совершенствовал отечественные вооруженные силы более четверти века и не все сделал, о чем мечтал. Но его никто не обвиняет в этом. Наоборот, первый русский император вошел в историю как величайший военный реформатор.

Время - важный фактор. Но обстановка в мире, степень угроз позволяют без ущерба для экономики страны не делать революционных замахов, а развиваться постепенно. Главные проблемы сегодня - это поиск ресурсов для поддержания обороноспособности на необходимом уровне, рачительное использование и сохранность материальных средств, наращивание боевого потенциала войск. Все эти проблемы надо решать, видя главное - способность страны отразить любые угрозы и агрессию.

Важно, что наметились реальные шаги в деле реформирования. В этой части, как мне представляется, определяющую роль должен сыграть, подготовленный Министерством обороны доктринальный документ "Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации". Принципиально важно, что этот документ учитывает новейшие мировые тенденции, происходящие в военном сегменте, опирается на опыт войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия.

- Как вы считаете, с бюджетом-2004 это можно сделать? Счетная палата недавно констатировала, что он явно недостаточен для обеспечения полноценной боевой и мобилизационной подготовки войск. А на военную реформу денег спланировано в 2 раза меньше, чем в 2003 году. Как вы прокомментируете это?

- О том, что средств на оборону не хватает, говорит не только Счетная палата. Мы также это констатируем и ищем выходы из создавшегося положения, так как Закон "О федеральном бюджете на 2004 год" не предусматривает увеличение в 2004 году денежного довольствия военнослужащих в соответствии с прогнозируемой инфляцией. Действующим же законодательством такая индексация предусматривается. Естественно, мы не можем согласиться с таким положением вещей.

Мы предлагаем в случае невыполнения объемов закупки вооружения и военной техники направить сюда часть профицита бюджета. Хотя хорошо понимаем, что ресурсы страны не бездонные и армия не может жить лучше своего народа.

Проектом бюджета на 2004 год расходы на национальную оборону определены в размере 411,6 миллиарда рублей или 2,7% от валового внутреннего продукта при 344,5 миллиарда рублей (2,6%) к ВВП в текущем году. В целом затраты на финансирование силовых структур, включая правоохранительную деятельность и национальную безопасность, в проекте бюджета 2004 года составляют 27,2% от всех бюджетных расходов при 25,0% в 2003 году. Даже при том что военный бюджет России в 2004 году продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими статьями госрасходов, он не сможет тем не менее погасить социального недовольства в среде военнослужащих.

- Программа вооружений вновь корректируется, и в параметры бюджета-2004 закладываются суммы гораздо меньше тех, что планировались ранее. Почему это происходит?

- Потребности развития вооружений и военной техники тесно увязаны с уровнем и характером угроз национальной безопасности, а возможности развития определяются состоянием экономики, промышленности и оборонно-промышленного комплекса. Именно из этого исходят основные положения действующей Государственной программы вооружения до 2010 года.

В результате принятия программы и мер по стабилизации положения с финансированием государственного оборонного заказа удалось переломить негативные тенденции в области развития вооружений и военной техники. Впервые за десятилетие предприятия ОПК вступят в новый год без долгов по гособоронзаказу. Объемы финансирования программы на 2004 год тоже соответствуют решениям Совета безопасности. Но вместе с тем сохраняется значительное число узких мест: во-первых, инфляция опережает заложенные темпы, что негативно сказывается на деятельности предприятий и организаций; во-вторых, есть трудности с многообразием номенклатуры вооружений и военной техники, приоритетными НИОКР.

Тем не менее создаются реальные предпосылки развития отдельных видов вооружений и военной техники в рамках и с учетом требований централизованной системы вооружения Российской Федерации, объединяющей системы вооружения всех силовых ведомств. Такая система, на наш взгляд, способна обладать свойствами многовариантности применения, а ее создание может снизить общие затраты на национальную оборону.

- Ваша позиция на предложения Генштаба ВС РФ об отмене ряда отсрочек для призывников, в частности, для студентов (ими пользуется почти 50% призывников) и т.п. Поддержит ли ваш комитет такой законопроект?

- При поступлении из Государственной Думы в Совет Федерации проекта федерального закона, ограничивающего количество отсрочек для призывников, прежде всего его основные положения подвергнутся тщательной экспертной оценке. Сокращение отсрочек, на мой взгляд, вполне реально. Но оно, безусловно, не коснется лиц, успешно обучающихся в учебных заведениях.

- Каково ваше отношение к предложениям Минфина о дальнейшей отмене ряда льгот для военнослужащих?

- Любое наступление на социальные гарантии людей в погонах - это ущемление прав "государевых людей". Это позиция нашего комитета, и мы ее не раз высказывали. Более того, члены комитета делают все, чтобы больше социальный пакет военнослужащего не урезался. А перевод натуральных льгот в денежное выражение соответствовал жизни, а не расчетам Минфина.

- Генштаб ВС РФ предлагает смешанную систему комплектования войск. То есть часть молодежи и после 2008 года все же будут призываться в армию. Как вы относитесь к этому вопросу?

- Мое отношение положительное. Здравый рассудок показывает, что Россия, имеющая огромные территории и протяженную границу, не в состоянии обеспечить свою национальную безопасность только добровольной армией. Это дорого, во-первых. Во-вторых, при наличии в государстве полностью контрактной армии остро встает вопрос подготовки мобресурсов. Если же следовать планам Генштаба ВС РФ, смешанная система комплектования самая оптимальная для России. Мы согласны и с тем, что с 2008 года срок службы по призыву может быть сокращен до одного года.

- Новая военная доктрина России. Что означает ее положение относительно возможности превентивных ударов?

- В России военная доктрина утверждена президентом страны в 2000 году. Ее положения уточняются и дополняются с учетом изменения военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства и конкретизируются в различных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Одним из таких документов явился доклад "Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации", подготовленный Минобороны и озвученный в присутствии президента 2 октября 2003 года.

Россия рассматривает превентивные удары как крайнее средство, когда исчерпаны все другие имеющиеся меры воздействия - политические, экономические, международные. Мы никому не угрожаем, у нас на сегодня нет врагов. Необходимость превентивного удара может возникнуть лишь тогда, когда кто-то станет серьезно угрожать национальным интересам России, правам ее граждан.

Если следовать Уставу ООН, его 51-й статье, превентивные удары являются нарушением международного права, так как там записано, что государство может применить силу только в случае, если оно подверглось нападению. Как я понимаю, нарушать нормы международного права Россия не намерена, но и быть статистом, например, в случаях возможных акций международного терроризма, как это уже не раз было в нашей истории, тоже не будет.

Реклама