Трибуна, № 97

Михаил Морозов. Статья. Чью армию будет кормить Россия? Стр. 3

Настоящее и будущее Вооруженных Сил России вызывает в обществе немало острых дискуссий. Сегодня по этому поводу пройдут специальные слушания в Госдуме. А за "круглым столом" "Трибуны" эту тему обсуждают военные эксперты.

Владимир КОНСТАНТИНОВ, заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ:

- В Минобороны со всей серьезностью относятся к реформированию Вооруженных Сил России. Необходимость такая назрела уже давно. Но любая реформа, которая ставит целью не разрушить, а модернизировать, усовершенствовать имеющееся, требует немалых ресурсов, определенных социально-политических условий в стране. Попытка начать реформу нами предпринималась уже в 1994-1996 годах. Но средств, которые тогда были выделены, хватило только на то, чтобы набрать первых контрактников.

Дальше, вы знаете, денег не выделялось не только на какие-то нововведения, но и на выплату денежного довольствия офицерскому корпусу. Мы вынуждены были увольнять в запас без предоставления жилья, поскольку на это не было средств. Поэтому ни о какой реформе не могло быть и речи. Сейчас совсем другая экономическая ситуация, позволяющая реально приступить к реформированию.

На данном этапе ставится задача перейти к комплектованию отдельных частей и соединений на контрактной основе. Союз правых сил предлагает уже завтра всем солдатам и сержантам платить деньги, отказаться от призыва в армию и на этом поставить точку. Но ведь солдаты-контрактники должны где-то жить, а главное - они должны получить современное оружие и боевую технику. Должна быть создана современная структура Вооруженных Сил. Иначе какой смысл затевать реформу и тратить народные деньги? Какая разница, призывник или контрактник будет служить в части, которая не в состоянии выполнить боевую задачу на современном уровне?

Вячеслав ПОПОВ, заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, адмирал:

- Я бы добавил, что, помимо достаточных средств, необходимо обеспечить политические условия для реформирования. Нам говорят: дайте профессиональную армию. Но у нас уже была профессиональная армия. Основа ее - высокопрофессиональные офицеры. Только нынче их социальный статус низведен до самого низкого за всю историю уровня. Кроме того, армия - это же не только оборона, но и воспитание мужского начала, патриотизма. И потом если Россия столкнется с внешней угрозой - никакая профессиональная армия не сможет ей противостоять. Воевать будут все. А если мы в мирное время этому не научим, то все превратимся в пушечное мясо.

Валерий МАНИЛОВ, первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, генерал-полковник:

- Изменение системы комплектования - это только одна из сторон реформы. Да, сейчас она ставится во главу угла, поскольку мы испытываем кризис призыва. Среди лиц призывного возраста слишком много физически неразвитых, больных, примерно 30 процентов дистрофиков. В армию идут безграмотные, часто люди без элементарного опыта общественной жизни. К тому же в нынешних экономических условиях 100-процентное сохранение призыва проблематично. Для решения задач в Чечне, например, нужны контрактники.

Владимир КОНСТАНТИНОВ:

- У этой проблемы есть и другая сторона. В настоящее время в федеральном законе есть 22 основания, которые предоставляют отсрочку от призыва на воинскую службу. До 1992 года их было всего 9. Сейчас мы едва можем укомплектовать Вооруженные Силы призывниками на 91 процент. Если ничего не менять в законодательстве, то к 2012 году, по нашим расчетам, призывного контингента хватит только на 50 процентов. Отсюда очевидная необходимость изменения принципа комплектования. Но я бы еще раз подчеркнул, что переход на контракт нельзя совершить в одночасье и это только первый этап реформирования.

На примере 76-й воздушно-десантной дивизии видим, что возникают проблемы, которые нужно оперативно решать, корректировать наши мероприятия. Например, тех денег, которые были запланированы по нормативу на жилищные компенсации, оказалось явно недостаточно. Не найдешь жилого угла за 400 рублей в месяц. К тому же деньги, выделяемые на оплату жилья контрактникам, - это инвестиции в частный сектор. Поэтому мы решили в Пскове строить специальные казармы для контрактников. Стратегически это намного выгоднее для государственного бюджета.

Владимир ДВОРКИН, научный руководитель Центра проблем стратегического ядерного сдерживания Академии военных наук, генерал-майор:

- Мне представляется очень важным создание института старшего сержанта, перевода на контракт именно этого важнейшего звена ВС. Для этого потребуется не так много средств - максимум 7,5 млрд. рублей, включая деньги на жилищные компенсации. А при определенной экономии и того меньше.

Но таким образом мы создадим становой хребет обновленных ВС. Пример других стран, например США, где эта должность называется "главный сержант", говорит о том, что это ключевое звено армейской структуры, от которого зависят боеспособность войск, дисциплина и успех боевой учебы.

Затем нужно переходить к сокращению срока службы по призыву до одного года с одним осенним призывом. Это подорвет дедовщину: солдаты разных призывов не будут соприкасаться. Альтернативную службу, которая сейчас стала удавкой, можно будет сократить до 2 лет.

Но если говорить о военной реформе в целом, то переход на контракт - только один из элементов. Более важное значение имеют структурные изменения. Такие направления, как создание объединенных командований. По пути интеграции, гораздо более эффективному и наименее затратному, уже давно прошли вооруженные силы всех цивилизованных государств.

Мы же в основном двигались в противоположном направлении - разграничивали сферы ответственности на суше, на море, в воздухе. Американцы, например, были крайне удивлены, когда в свое время узнали о выделении у нас из Ракетных войск стратегического назначения военно-космической составляющей. Они-то как раз действовали наоборот. Даже на Украине созданы уже три объединенных командования.

Алексей АРБАТОВ, член Комитета Госдумы по обороне:

- Реформу Вооруженных Сил нужно, на мой взгляд, вести одновременно по четырем направлениям: решительно переводить на контракт с одновременным сокращением общей численности военнослужащих. Это высвободит средства для проведения самой реформы. При нынешней численности армии 1 млн. 200 тыс. человек перевести всю ее на контракт и обеспечить вооружением и техникой нереально по затратам. Необходимо увеличивать ассигнования на боевое оснащение и боевую подготовку - то, что сейчас практически сведено к нулю. Все это должно сопровождаться увеличением военного бюджета с 2,7 процента ВВП примерно до 3,5 процента. Примерно столько передовые военные державы выделяют на оборону. Этот бюджет нужно сделать максимально прозрачным.

По моему мнению, не имеет смысла валить в одну кучу расходы на денежное довольствие контрактников, на боевую подготовку и новое оружие. Есть опасность, что реформа в армии покажется слишком дорогой. В прошлый четверг на заседании правительства Минфин уже предложил повременить с выделением тех ассигнований, которые запрашивает Минобороны.

Мне кажется, то, что предлагает сейчас Минобороны, - это пока лишь увеличение числа контрактников, но реформой это назвать трудно.

Александр ШАРАВИН, директор Института политического и военного анализа:

- Действительно, разговор о военной реформе зачастую сводится у нас к обсуждению принципов комплектования армии. Мне же кажется, что среди проблем военного строительства в современной России этот вопрос стоит отнюдь не на первом месте. На мой взгляд, следует сначала определить военные угрозы для России, существующие или потенциальные, и точно оценить нынешнее состояние наших армии и флота.

Пока ни того ни другого не сделано. Частично из-за того, что мы стесняемся называть впрямую возможные угрозы. А частично по причине забывчивости: мы запамятовали, что двенадцать лет назад у нас сменилась социально-экономическая формация, и оставили армию по сути прежней, советской. Поэтому перемены должны быть радикальными. И переход на контрактный принцип комплектования - это, на мой взгляд, не то звено, за которое можно вытянуть всю цепочку.

Реформу следует вести вообще на другом, более глубинном уровне. Нужно в корне менять отношение общества к человеку в погонах и отношения людей в погонах между собой. А это можно сделать, только начав создавать с нуля новые, отвечающие современным требованиям и демократическим ценностям Вооруженные Силы.

Это ни в коем случае не означает, что существующие ВС нужно разогнать. Напротив, их нужно поддерживать на достаточном уровне боеспособности, а действующим офицерам надо дать возможность спокойно дослужить свой срок. Но при смене общественного строя технологии постепенного замещения старых частей и соединений новыми нет альтернативы. Нынешний бундесвер не имеет ничего общего с гитлеровским вермахтом, а Советская Армия - не наследница армии царской.

Такую реформу следует проводить небольшими, но твердыми шагами. Среди таких шагов и создание дееспособного института младших командиров (сержантов и старшин). Без этого не снять и даже не ослабить пресловутой проблемы дедовщины. А будет этот профессионально подготовленный сержант служить по контракту или по призыву, не столь важно.

Совершенно необходимо соотносить любой шаг с наличием реальных средств на его осуществление. Стоит однажды не выплатить вовремя денежное содержание военнослужащему или сорвать боевую учебу - и можно ставить крест на всей реформе. Следует менять систему военного образования, систему выдвижения офицеров на высшие должности, организацию гражданского контроля над армией и так далее. Одним словом, дело трансформации армии требует системного, кардинального, реалистического подхода.

Валерий БЫКОВ, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

- Я являюсь противником перехода ВС на контрактный принцип комплектования. Это слишком дорогостоящая процедура, и в настоящее время страна не может этого себе позволить.

Но если говорить шире, то нужно напомнить, что в Российской армии никогда солдат не служил за деньги. Иностранный легион - это тоже не в наших традициях. Призыв из стран СНГ сильно попахивает торговлей Родиной.

Считаю, что нам необходимо реально обеспечить всеобщую воинскую обязанность. Именно это может спасти нашу армию и решить многие проблемы. Призыву подлежат все мужчины, кроме больных, инвалидов и учащихся. Нужно резко сократить число законных отсрочек и освобождений от службы.

Если все будут знать, что им рано или поздно придется отдать долг Родине, а у родителей независимо от их служебного положения и толщины кошелька будет уверенность, что их сына или внука в любом случае призовут, то и отношение к Вооруженным Силам в обществе изменится радикально. Все будут чувствовать свою кровную связь с армией.

Тогда все мы вспомним и о том, что служба в армии - это еще и школа жизни, которую необходимо пройти любому мужику.

Что касается контракта, то ведь он у нас был и есть. Офицеры служат по контракту, сержанты и мичманы - сверхсрочники и раньше получали денежное довольствие и льготы, положенные военнослужащим. Нужно просто все это восстановить. Тогда часть военнообязанных смогут оформиться на контракт, но только после того, как отслужат полгода в учебном подразделении. Безусловно, нужно иметь и альтернативную службу. Это вариант для тех, кто по тем или иным мотивам не может брать в руки оружие.

Сейчас появляются предложения дать возможность как бы откупаться от службы. И на эти деньги служили бы другие. Мне это напоминает ситуацию, когда бы преступник в тюрьме имел возможность нанять вместо себя на отсидку кого-то другого. Каждый должен отвечать только за себя и выполнять свой долг.

Виктор ЛИТОВКИН, военный обозреватель РИА "Новости":

- Для того чтобы серьезно реформировать Вооруженные Силы, конечно же, нужно разобраться с угрозами национальной безопасности, понять, какую войну, не дай Бог, придется вести России и какая для этого нужна армия. Затем под это определиться с финансами и программой перевооружения. Ну и, конечно, необходимо изменить отношение в обществе к Вооруженным Силам, повысить престиж воинской службы.

Сейчас армия продолжает заниматься несвойственным ей делом. Антитеррористическая операция в Чечне - это все же больше прерогатива полицейских сил.

Создание контрактной, профессиональной армии возможно в том случае, если политическое руководство страны, правительство поменяют отношение к своим Вооруженным Силам. Осознав, что нам реально что-то угрожает, надо перестать относиться к армии как к пушечному мясу. Создание контрактной армии - комплексная, системная задача. Мало платить хорошие деньги солдату и сержанту. Надо создать достойные условия для его жизни. Пусть это не будут отдельные квартиры, но хотя бы хорошо оборудованные казармы или общежития.

И главное, профессионал должен иметь современное оружие. Прежде всего высокоточное оружие. Есть такое понятие "энерговооруженность" солдата - это и стрелковое оружие, бронежилет, каска и личные системы навигации, связи, поиска и системы жизнеобеспечения. Так вот все это у американского солдата тянет на 150 тыс. долларов, а у нас - на 3 тыс. рублей.

У нас политики пока продолжают выдвигать правильные лозунги: сильная, профессиональная, компактная, мобильная армия, вооруженная современным оружием. Но где это все?

Реклама