Парламентская газета, № 104

Алексей Захаров. Статья. Военным повысят оклады, но богатыми они не станут. Стр. 3

Три недели назад обнародован Федеральный закон от 7 мая 2002 года №49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот". Закон, вокруг которого долгое время шли ожесточенные споры, жаркие словесные баталии и в Государственной Думе, и во властных структурах, и в обществе. Закон, которого с тревогой и настороженностью ждали те, кого он касается непосредственно, - военнослужащие, их семьи, военные пенсионеры. И вот Закон этот опубликован. Основные его положения вступят в силу с 1 июля с.г. Что же предусмотрено данным Законом? Что получат "государевы люди"? Вырвутся ли они из тисков нищеты, станут ли более обеспеченными, представителями действительно престижной профессии?

Названный Закон вносит наиболее существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в те его положения, которые определяют денежное довольствие военнослужащих и предоставляемые им льготы.

Начнем с денежного довольствия военнослужащих. Оно, как и прежде, будет включать в себя месячный оклад по воинской должности, месячный оклад по воинскому званию, которые составляют оклад месячного денежного содержания, месячных и иных дополнительных выплат (вознаграждения за год, надбавки за выслугу лет, за сложность, за работу с секретными документами, командирские надбавки, премии, материальная помощь). Однако с 1 июля порядок формирования и расчета денежного довольствия военных будет принципиально иным.

Согласно новой редакции пункта 2 статьи 12 Закона "О статусе военнослужащих" размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, будут устанавливаться не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам госслужащих, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утвердит Президент РФ. Так что скоро, с 1 июля с.г., генерал-лейтенант, к примеру, может быть приравнен к чину действительного госсоветника 3-го класса, полковник - к чину госсоветника РФ 2-го класса, а лейтенант - к чину советника госслужбы 1-го класса.

Размеры окладов по типовым воинским должностям и воинским званиям военнослужащих, а также размеры дополнительных выплат будут определяться, как и ранее, Правительством РФ по представлению Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям должны устанавливаться министром обороны РФ или руководителем иного федерального органа исполнительной власти. Предусмотрено, что новые оклады по воинским должностям будут установлены с 1 июля с.г., а оклады по воинским званиям - с 1 января 2003 года. При повышении (индексации) размеров денежного содержания госслужащих одновременно в той же пропорции должны повышаться (индексироваться) размеры денежного довольствия военнослужащих.

Изменения коснулись и дополнительных выплат военнослужащим. В частности, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы установлена в размере до 70 процентов оклада по воинской должности (ранее размер ее не превышал 50 процентов). Заметим, что эту надбавку в повышенном размере военные уже получают с 1 января с.г. по Указу Президента РФ от 29 декабря 2001 года.

По-новому теперь будут выплачивать и процентную надбавку за выслугу лет к окладам денежного содержания. Как известно, ранее максимальный ее размер составлял 40 процентов при выслуге 25 лет и более. С 1 июля с.г. надбавка эта устанавливается в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет - 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов; 25 лет и более - 70 процентов.

Все эти повышения окладов и надбавок к ним, конечно, радуют. Вместе с тем в Закон "О статусе военнослужащих" внесены и огорчительные поправки. Так, сейчас военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка в зависимости от выслуги в размере от 25 до 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена. С 1 июля эта надбавка отменяется. Исключена также норма, которой устанавливалась доплата по дополнительно исполняемой должности (до 50 процентов оклада по этой должности).

Но самая чувствительная потеря - отмена некоторых льгот, которыми были наделены военнослужащие и члены их семей. Во-первых, военнослужащие окончательно расстанутся со льготой по уплате подоходного налога. Как известно, ранее они были освобождены от уплаты данного налога, а с 1 января прошлого года взамен удержанных сумм по налогу им выплачивали компенсации. Теперь у военных не станет ни льготы, ни компенсации. За служивыми, а также за военными пенсионерами сохраняется лишь право освобождения от уплаты земельного налога и налогов на имущество.

Во-вторых, отменена льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг. До настоящего времени эта льгота действовала прямо, военнослужащие и военные пенсионеры, а также их семьи оплачивали указанные услуги с 50-процентной скидкой. С 1 июля данная норма (п. 10 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих") утрачивает силу. Под предлогом якобы сказочно большого повышения окладов государство лишает служивых этой льготы. Таким образом оно избавляет себя от необходимости финансирования данной льготы, а заодно и от оказавшихся непосильными для него забот по переводу денежных средств из одного ведомства в другое на обеспечение льготы, возлагает эти хлопоты на плечи самих военных и ставит их в очереди к местным чиновникам за субсидиями по оплате жилья. Вскоре должен появиться нормативный акт, определяющий порядок получения ими жилищных субсидий.

Такая же участь постигла и военных пенсионеров. Правда, те из них, кто уже достиг возраста 60 лет и является ветераном военной службы, смогут воспользоваться льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренной Законом "О ветеранах" (статьи 22 и 23 данного Закона). Однако при этом они потеряют право на 50-процентную скидку в оплате коммунальных услуг членами их семей. В то же время они тоже будут иметь право на субсидию.

По новым нормам Закона льгота по оплате жилья, коммунальных услуг и услуг связи сохранена лишь за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы, и за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Это относится к тем, кто имел общую продолжительность службы 20 лет и более и был уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Но и этим семьям льготы будут предоставляться не прямо, а путем выплаты ежемесячной 50-процентной денежной компенсации. Порядок ее выплаты установит Правительство РФ.

Итак, подведем итоги. Что же приобретут и что потеряют военные? С 1 июля с.г. будут повышены оклады по воинским должностям, а с 1 января 2003 года - оклады по воинским званиям. Увеличатся надбавки за выслугу лет. Узаконена надбавка за сложные условия военной службы. Обещана индексация окладов (одновременно с госслужащими). Сохранено право на продпаек, в том числе на компенсацию вместо него для пенсионеров. В то же время военные лишаются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. Из их содержания вычтут подоходный налог (13 процентов). Служивым перестанут платить пенсионные надбавки.

Прибавки, судя по предварительным данным, ожидаются вроде солидные, но и потери тоже велики. К примеру, если сейчас командир батальона, подполковник с выслугой 15 лет, получает на руки 3520 рублей в месяц (с компенсацией по налогу), то за июль с.г. ему должны начислить 7813 рублей (при окладе по должности в 2000 рублей, а окладе по званию - 660 рублей). Рост заработка, конечно, заметный, но и минусы возрастут. Только подоходный налог съест примерно 1015 рублей. А ведь нужно еще платить за квартиру. И если сейчас командир батальона, проживающий вместе с семьей, допустим, в двухкомнатной квартире, отдает за жилищно-коммунальные услуги 470 рублей (с учетом льгот), то с июля ему придется заплатить за эти услуги уже около 1000 рублей, а с осени, когда наверняка возрастут тарифы, и больше. Значит, доход комбата уменьшится на две с лишним тысячи рублей. На содержание семьи у офицера останется примерно 5700 рублей, т.е. всего лишь на две с лишним тысячи рублей больше прежней получки.

Та ли это зарплата, за которую стоит переносить тяжелейшие испытания, трудности военной службы, рисковать жизнью и проливать кровь на непонятных войнах?

Реклама