Вечерняя Москва, № 61

Владимир Дудник. Статья. Наемники или добровольцы? Стр. 3

С тем, что нашу армию нужно реформировать, сегодня согласны (по крайней мере на словах) практически все. Однако среди лиц, облеченных политической властью, нет отчетливого понимания того, какая армия нам НЕ НУЖНА. Под именем Российской мы упорно пытаемся сохранить бывшую Советскую армию. Но даже в “оптимизированном виде” Советские Вооруженные силы нам не нужны. Не нужны потому, что готовились для Отечественной войны 1941-1945 гг., а не для войны сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. Не для войны XXI века.

Об авторе: Владимир ДУДНИК, генерал-майор в отставке, профессор

Дискуссии вместо дела

В реформировании армии мы давно уже отстали от Запада. О военной реформе мы впервые заговорили в конце 80-х годов. Тогда это казалось революционной идеей. Между тем ничего революционного в ней не было. За 55 лет до этого будущий президент Франции, а тогда капитан французских вооруженных сил Шарль де Голль блестяще обосновал необходимость немногочисленной, но высокопрофессиональной армии. С тех пор 11 развитых стран такие армии уже создали, во всех крупных цивилизованных государствах вооруженные силы находятся в состоянии перманентной реформы. Во всех — кроме нашей.

Почему? Вся загвоздка в том, утверждают властвующие генералы, что у нас нет приемлемой концепции военной реформы.

Но это — ложь: за эти годы военные ученые-реформаторы без какой-либо материальной поддержки государства создали и представили всем ветвям власти несколько полномасштабных концепций. Их осталось лишь превратить в решения, законодательные акты и практические действия. Вместо этого мы на десятилетия логрязли в теоретических дискуссиях. А из-за бездействия властей попали в ситуацию, граничащую с национальной катастрофой. Чего мы ждем? Приемлемую для всех концепцию? Но таких не бывает. Достигнуто главное — общественное согласие о цели и направлении реформы. Пора начинать движение.

Все известные истории реформы завершались менее чем за 10 лет. Больший срок, на который ориентирует нас власть, нереален. Нынешнюю реформу необходимо провести в основе своей до 2005 года. Во-первых, это конституционный срок политической жизни одной генерации высших руководителей государства. Во-вторых, это временный лаг смены руководящих кадров в армии. В-третьих, по прогнозам специалистов, на рубеже 2005 года наступит время технологической реконструкции армии. Она должна произойти уже в новой армии.

Иначе реформа никогда не завершится.

 

Контрактникам — нет!

Руководство оборонного комплекса намерено начать профессионализацию армии с увеличения в ней доли контрактников. Это ошибочный посыл. И вот почему.

Термин “контрактник” скомпрометирован самими теперешними контрактниками, а их наличие не прибавило профессионализма нашей армии. С таким же успехом они опорочат саму идею -реформированной армии.

Само это слою “контрактник” — синоним наемничества. Профессиональная же армия должна состоять не из наемников, но из добровольцев-“охотников”, то есть людей, охочих до службы Отечеству, озабоченных прежде всего пользой Родине, а уж затем заключенной в контракте личной материальной выгодой. Таких людей пока в России достаточно.

 

Учиться у Запада

Как я уже сказал, предполагаемая военная реформа относится к категории исторически запоздавших. Значит, нужно обратить этот недостаток в свою пользу. Не изобретать велосипед, а использовать уже имеющийся опыт других стран. Несмотря на то, что Россия имеет богатое военное прошлое и мощный военно-интеллектуальный потенциал, мы в поисках образцов военной реформы постоянно обращаем взор на Запад. И в этом нет ничего плохого. Именно так когда-то проводил свои военные реформы Петр Г. Это касается прежде всего подготовки кадров, с чего и следует начинать реформу. Первых офицеров для новой армии надо готовить по Петру I, на Западе. Европейских офицеров приглашать к нам на стажировку, как при Екатерине. Сопротивляющихся реформам генералов советской ментальности нужно увольнять из армии с почетом и изрядным пенсионом, как это сделан Никсон. За это время перестроить систему и базу подготовки военных кадров, сообразуясь с российской военной традицией и памятуя о том, что самая большая слабость наших кадров — информационно-коммуникационная и языковая подготовка.

Однако сейчас в России имеет место вспышка “конструктивного негативизма”, вылившаяся в новую волну поиска “образа врага” на Западе. Эта тенденция способна привести к утрате робких ростков демократии и экономических преобразований в стране и сделать невозможной военную реформу.

 

Не числом, а умением

Сейчас военно-политическая обстановка в мире такова, что конкретной военной угрозы для России не существует. Это создает благоприятные условия для того, чтобы резко сократить численность всех компонентов вооруженных сил.

Сухопутные войска должны быть практически упразднены. Сегодня они все равно деморализованы и реальной боевой силой не являются.

Следует также ликвидировать Черноморский и Балтийский флоты. Они утратили свое стратегическое значение еще в середине прошлого века. Тяжелые корабли нужно перевести на Северный и Тихоокеанский флоты, а оставшиеся — в пограничные силы охраны морского бассейна.

Одновременно военных нужно освободить от комплектования Вооруженных сил и подготовки резерва с одновременной ликвидацией военкоматов. Эти задачи следует возложить на губернаторов и подчиненные им штабы по чрезвычайным ситуациям.

Все это высвободит громадные ресурсы, необходимые для реорганизации Вооруженных сил.

И никаких военных городков на возможных театрах военных действий, которые съедают кучу денег, а потом бросаются, как в Дальневосточном и Забайкальском военных округах!

 

Судьба офицеров — коренной вопрос

В ходе реорганизации должно освободиться до 60% теперешней штатной численности офицеров. Однако не надо паниковать. По данным МО РФ, в сухопутных войсках 50% должностей сейчас вакантны. Еще 10% выслужат предельные сроки в ходе реформы. С частью офицеров придется расстаться ввиду их несоответствия новым требованиям, но с денежно-материальной компенсацией.

Ставится вопрос об оплате труда офицеров по евростандарту. Но таких стандартов в нашей армии и стране никогда не существовало. Сейчас соотношение денежного содержания офицеров и средней зарплаты в развитых странах составляет 2:1. Когда-нибудь (когда станем богаче) и мы достигнем такого уровня оплаты офицеров. Но на первых порах следует опереться на гражданское и патриотическое сознание, которое пока еще достаточно высоко. И одновременно дать гарантии будущего благосостояния, в том числе в виде государственных ценных бумаг, долгосрочного и беспроцентного кредитования, бесплатного предоставления земельных участков, престижных мест в администрации и бизнесе при увольнении в запас.

Для начала этого будет вполне достаточно, так как вскоре дополнится более ценным для всякого русского приобретением: восстановлением некогда высокого престижа офицерской службы.

Реклама