Независимое военное обозрение, № 35 , приложение к "НГ"

Эдуард Воробьев, Виталий Цымбал. Статья. Исход эксперимента предопределен. Стр. 3

Псковская дивизия ВДВ станет единственным укомплектованным контрактниками соединением ВС РФ

В прошлом году "Союз правых сил" (СПС) обратился к президенту РФ с собственной концепцией реформы системы комплектования армии. В этом году среди других официальных документов по этой проблеме выделяются проект концепции федеральной целевой программы (ФЦП) "Переход к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту", разработанный Генеральным штабом ВС РФ, и распоряжение правительства РФ от 22 июня 2002 г. №842-р о проведении в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу с 1 сентября 2002 г. на преимущественно контрактный способ комплектования на базе 76-й воздушно-десантной дивизии.

Смена приоритетов

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что на смену формулировке будущего способа комплектования военной организации "исключительно по контракту", применявшейся в прошлом году, теперь в официальных документах используется новое словосочетание "преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту". Напомним, что в прошлогодних предложениях, докладывавшихся президенту РФ, главным считалось не то, как назвать будущую систему комплектования, а принцип обязательного разделения сфер службы в смешанной системе комплектования: исключительно по контракту военнослужащие должны служить в регулярных войсках и на флоте; служба по призыву должна проходить только в учебных воинских частях (в центрах подготовки резерва), причем не более 6-8 месяцев.

Однако в опубликованных документах явно виден отход от этого принципа. Представителями Минобороны было заявлено, что в ходе начинающегося эксперимента "предстоит также определить перечень должностей, которые нецелесообразно переводить на контрактную систему". О сокращении срока службы по призыву не сказано ничего. Но в таком случае для лиц, которые будут проходить службу по призыву на этих должностях, служба не будет отличаться от нынешней ничем. И все изъяны действующей системы призыва сохранятся. Если это не оговорка, а действительно одна из задач, которая ставится организаторами эксперимента, то она срывает ранее достигнутые договоренности и может сорвать подготовку перехода от эксперимента к полномасштабной реформе.

Второе важнейшее обстоятельство - закладываемый в ФЦП уровень денежного довольствия (ДД). Специалисты с удовлетворением воспринимают то, что ДД, устанавливаемое военнослужащим рядового (3197 руб. в месяц) и младшего командного состава (3931 руб. в месяц), которые будут привлекаться к службе по контракту и участвовать в эксперименте, находится вблизи ориентира, рекомендованного ранее в предложениях СПС, - 3600 руб. в месяц. Не исключено, однако, что в связи с ростом средней зарплаты в стране этот уровень ДД необходимо будет повысить. Мы считаем, что главным в размере ДД должно быть обеспечение конкурентоспособности военной организации РФ перед другими работодателями. Это достигается, если обеспечить превышение ДД над средней зарплатой в стране - до 20%.

Однако теперь Генштаб почему-то связывает в концепции размер ДД с прожиточным минимумом, никак не мотивируя, почему надо ориентироваться на троекратное превышение его в размере ДД. При расчетной численности семьи военнослужащего (3 человека) это означает, что каждый из членов семьи военнослужащего-контрактника будет обеспечиваться лишь на прожиточном минимуме. И хотя по тексту концепции слова о конкурентоспособности военной организации как работодателя остались, фактически происходит смена принципа установления размера ДД.

Третье актуальнейшее обстоятельство - сроки проведения реформы. В концепции не предусмотрены сроки завершения реформы. Время окончания перехода к новой системе комплектования вынесено за 2010 г. и оставлено полностью неопределенным.

Такой подход к реформе системы комплектования является полной подменой как требований президента и правительства РФ, так и надежд российского общества! Поэтому общественные организации России вправе потребовать скорректировать текст концепции, чтобы в задании на разработку ФЦП было недвусмысленно сказано, к какому типу комплектования военной организации должна привести реформа и за какой период. Сделанные ранее нашими специалистами оценки возможности перехода к новой системе комплектования за 2-3 года должны быть либо доказательно опровергнуты и заменены новыми, либо признаны.

Экономические аспекты

Особого рассмотрения заслуживают экономические обстоятельства проведения реформы и связанные с ними недвусмысленные ответы на следующую группу вопросов.

Какие расходы предусматриваются Генеральным штабом на проведение эксперимента и насколько правомерно называть запрашиваемую сумму более 2,6 млрд. руб. расходами на экспериментальную проверку именно способа комплектования военной организации? Какие из заявленных расходов фактически связаны с изменением системы комплектования военной организации, а какие привнесены? Насколько правомочно с научно-методической точки зрения сопоставление расходов, запрашиваемых для проведения эксперимента в масштабах одной дивизии, с расходами, которые понадобятся впоследствии для проведения полномасштабной реформы?

В прилагаемых к концепции таблицах приведены итоговые результаты экономических расчетов, но на основании каких исходных данных и по каким методикам они выполнены, неясно. И хотя это обстоятельство не дает возможности проверить их правильность, некоторые явные логические изъяны обоснований все же проступают. Например, утверждается, что контрактник добровольно не пойдет на военную службу, если ему не будут предоставлены определенные условия ее прохождения, прежде всего служебная жилплощадь.

Но в то же время с самого начала эксперимента (сентябрь 2002 г.), когда к строительству жилья еще только приступят, предполагается не только отобрать кандидатов, но и укомплектовать ими полк, а затем и дивизию. При этом разработчики концепции ориентируются в основном на семейных контрактников (непонятно почему) и уверены, что такие контрактники поедут в необустроенный военный городок. Поедут под обещание жилья? Однако, заметим, привлечение граждан на контрактную службу таким образом нерационально из-за возможности оставления за ними жилой площади после окончания срока контракта. Министерство обороны превратится тогда в ведомство, обеспечивающее жильем бесквартирных граждан России.

Более того, к расходам, связанным с личным составом и тоже якобы обусловленным изменением системы комплектования, отнесены затраты на людей, которые в это время будут убывать из дивизии, и даже на обеспечение кого-то из них жильем. Затраты на восстановление вооружения и военной техники (ВВТ) тоже связываются почему-то с изменением системы комплектования, причем в объемах, превышающих затраты на личный состав!

Основной объем расчетных затрат связан с объектами капитального строительства. Он более чем в 10 раз превосходит затраты, связанные с личным составом, да и другие тоже. Предусмотрены затраты на весь цикл строительства, начиная с инженерно-геологических изысканий и разработки проекта. Основной объем затрат (около 1,5 млрд. руб.) потребует строительство жилых домов. Как будет использоваться нынешний казарменный фонд, почему его нельзя превратить в общежития для молодых, холостых контрактников, даже не обсуждается.

Отмеченные выше номенклатура статей расходов и их объемы стали возможными только вследствие намеренной неопределенности концепции реформы. Кого собираются приглашать на службу по контракту, на какой срок? От этих вопросов разработчики концепции намеренно уходят.

В то же время, как свидетельствует опыт других государств, например США, осуществивших переход к добровольческой службе по контракту, 50% контрактников уходят обратно в гражданскую сферу деятельности в возрасте до 25 лет. Только 10% рядового и младшего командного состава становятся профессионалами и служат вплоть до ухода на пенсию.

Мы вполне могли бы оговорить в контракте условия, в соответствии с которыми двукратное продление срока службы (считая продолжительность службы по первому контракту равной 3 годам) предоставлялось бы только самым лучшим военнослужащим, необходимым военной организации. После 10 лет службы только лучшие из лучших получали бы право на жилье, реализуемое после ухода на пенсию.

Но и эти военнослужащие, конечно же, не должны всю жизнь быть рядовыми солдатами или матросами. Для них путь профессионального военного должен проходить через школы прапорщиков (мичманов) или офицерские курсы. Иной подход не гарантирует высокого качества выполнения обязанностей солдата (матроса) даже по физическим возможностям.

С экономической точки зрения служба каждого контрактника вплоть до пенсии, замышляемая некоторыми нашими генералами, усугубит и так сложнейшую проблему обеспечения военнослужащих жильем. Такой подход можно понимать как попытку дискредитировать саму идею реформы системы комплектования.

Заслуживает внимания также и правовой аспект. Представляя проект концепции, ее разработчики указывают, что документ разработан "во исполнение поручений Президента РФ от 16 ноября 2001 г. № К-1556 и Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № МК-П4-672с". Но, напомним, вначале поручение президента РФ относилось к проблеме комплектования военной организации исключительно по контракту. Целесообразность перехода к существенно преобразованной, смешанной системе комплектования, а не к контрактной, была высказана в середине 2001 г. Обсуждена и одобрена была эта идея на совещании в правительстве 7 декабря 2001 г. В протоколе именно этого совещания отражен (цитируем) принцип "комплектования соединений и частей постоянной готовности военнослужащими, поступившими на военную службу в добровольном порядке". Говорится в нем также и о сохранении призыва только "для подготовки и накопления военнообученных мобилизационных ресурсов".

Однако именно это решение обходится сейчас стороной. Вероятно, потому, что в нем предписано исходить из возможных вариантов сокращения сроков военной службы по призыву и изменения ее целевой направленности, а кроме того, это решение затрудняет возможность произвольно манипулировать введенным понятием "комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту".

В завершение нашего анализа можно сказать, что известные в настоящее время данные о концепции разработки ФЦП не свидетельствуют о том, что она действительно будет направлена на комплектование войск и сил постоянной готовности исключительно контрактниками, что призыв станет краткосрочным, предназначенным исключительно для подготовки резерва. Нет ясности в сроках проведения реформы. Кроме того, эти данные не позволяют детально проанализировать ни правильность экономических обоснований, ни точность концептуальных положений, которые предлагается положить в основу разработки ФЦП.

Сейчас ясно только одно: приступать с такой концепцией к разработке ФЦП нельзя, поскольку любая целевая программа должна быть документом, содержащим перечень взаимосогласованных мероприятий, направленных на достижение заданной конкретной цели в заданные сроки. Именно этого, главного, что требуется от концепции, в ней сейчас нет.

Складывается впечатление, что в результате эксперимента одна - псковская - дивизия будет приведена в отличное состояние по всем вопросам жизни и быта за 2,6 млрд. руб. Однако найти такие средства для других дивизий, бригад и элементов организационно-штатной структуры всей военной организации исполнительная власть не сможет. Нет денег! Вот и закончится эксперимент выводами о том, что сегодня переход на контрактную армию желателен, но по финансовым причинам невозможен.

Время новостей, № 183

Информ. сообщ. Военный эксперимент омрачен жилищным вопросом. Стр. 1

Более 40 сержантов и солдат-контрактников, набранных недавно для прохождения службы в 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, написали рапорты на увольнение из Вооруженных сил и перестали выходить на службу. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС осведомленный источник, близкий к Генеральному штабу Вооруженных сил РФ. По имеющейся информации, написавшие рапорты ранее подписали трехгодичные контракты и были зачислены в батальон, который, согласно планам, к концу ноября должен стать первой в дивизии воинской частью, укомплектованной контрактниками. Поводом для инцидента стало заявление начальника Генштаба Анатолия Квашнина, посетившего 28 сентября Псковскую дивизию в качестве высшего должностного лица Минобороны, курирующего эксперимент по переводу соединения на службу по контакту. Во время визита он заявил, что строящееся в расположении дивизии жилье будет предоставлено только семейным офицерам, прапорщикам и солдатам-контрактникам. Иными словами, "все бессемейные офицеры и прапорщики будут размещены в общежитиях, а солдаты, как и прежде, в казармах", пояснил собеседник агентства. Ранее же объявлялось, что все контрактники будут обеспечены нормальным служебным жильем.

Реклама