Коммерсант, № 159

Вячеслав Гудков. Статья. Подводникам запретили спасаться. Стр. 1,3

Вчера было объявлено, что следственная бригада Главной военной прокуратуры, расследующая причины затопления атомной подлодки К-159, предъявила обвинение по статье 352 УК РФ ("Нарушение правил кораблевождения") заместителю командира дивизиона подлодок гарнизона Островной капитану II ранга Сергею Жемчужнову. Тем временем следствие выяснило, что еще за час до катастрофы командир швартовой команды К-159 Сергей Лаппа просил вытащить лодку на мель во избежание ее затопления поступавшей в отсеки забортной водой. Однако подводники получили приказ бороться за живучесть лодки, которая их и утопила.

Вчера в Москве главный военный прокурор Александр Савенков сообщил, что ГВП предъявила обвинение в нарушении правил кораблевождения, повлекшем смерть людей, заместителю командира дивизиона подлодок Северного флота Сергею Жемчужнову.

А в Мурманской области продолжает работу бригада из 25 следователей, составленная из специалистов ГВП и прокуратуры Северного флота. Они работают в Островном, где базировалась К-159, в Североморске, а также на кораблях и вспомогательных судах, участвовавших в поисково-спасательной операции в Баренцевом море. Кроме того, накануне следователи изъяли в Главном штабе ВМФ документы, регламентирующие буксировку выведенных из боевого состава атомных подлодок и подготовку их швартовых команд. Помимо этого, была изъята техническая документация и в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения "Малахит", проектировавшем подлодки проекта 627, к которому принадлежала и К-159.

Между тем информированный источник, близкий к штабу Северного флота, высказал корреспонденту Ъ версию, согласно которой шторм в Баренцевом море и плохое крепление понтонов, державших лодку на воде, не сыграли решающей роли в истории с К-159. По словам источника, на самом деле субмарина затонула в результате негерметичности корпуса и поступления забортной воды в ее кормовые отсеки.

Как рассказал источник, около двух часов ночи 30 августа при буксировке в районе острова Кильдин командир швартовой команды К-159 капитан II ранга Сергей Лаппа доложил по радиостанции на буксир, тащивший лодку из Островного в Полярный, о поступлении воды в кормовой девятый отсек субмарины. Понтоны, удерживавшие лодку на плаву, находились к этому времени на своих местах. Предположительно, этот доклад прошел и на командный пункт Северного флота. Согласно докладу командира лодки, вода в корму субмарины поступала через дейдвудные сальники (графитовые уплотнители, расположенные на выходе гребного вала из кормы подводной лодки наружу), которые, скорее всего, прохудились и во время буксировки дали течь. Однако экипаж заметил воду не сразу: людей на подлодке было мало, а датчики поступления воды были обесточены (штатное электропитание на К-159 не работало). Подводники сначала обнаружили, что лодка имеет дифферент на корму с помощью механического дифферентометра, а уже потом, проверив девятый отсек, увидели в нем воду.

"Насколько мне известно, экипаж К-159 пытался бороться за живучесть корабля,- отметил офицер.- Сначала моряки попытались задраить переборочную дверь из девятого в восьмой отсек, но это не помогло: межотсечная переборка оказалась негерметичной, и вода стала поступать в восьмой отсек. Затем экипаж попытался создать в восьмом отсеке воздушную подушку, которая за счет повышенного давления внутри отсека не пустила бы воду дальше. Однако запасов воздуха высокого давления для этой операции не хватило. Когда стало ясно, что экипажу не удастся преградить путь воде, Сергей Лаппа связался с буксиром и предложил посадить К-159 на мель у острова Кильдин". После этого к лодке можно было бы привязать еще несколько понтонов, снять с мели во время прилива и отбуксировать до Полярного.

"Однако поскольку на момент доклада лодка, несмотря на поступление воды, уверенно держалась на плаву, это предложение принято не было,- рассказывает источник Ъ.- При этом экипажу было приказано продолжать борьбу за живучесть корабля и ждать помощи спасателей, которые к тому времени уже получили приказ двигаться в район Кильдина". Подводникам пришлось выполнять приказ. Однако через некоторое время в результате поступления воды в кормовые отсеки дифферент подлодки значительно увеличился, создав огромное напряжение в системе крепления понтонов. По расчетам офицера, только девятый отсек в это время был уже заполнен водой почти на 1,5 м. В итоге устройство, с помощью которого кормовые понтоны крепились к корпусу, было вырвано "с корнем", и понтоны один за другим оторвались. Дифферент на корму стал нарастать, и в какой-то момент не выдержали и оторвались крепления и носовых понтонов.

Как пояснил офицер, К-159 находилась в таком техническом состоянии, что при двух затопленных водой кормовых отсеках лодка рано или поздно задирает вверх нос и в считаные минуты уходит под воду: "Очевидно, так произошло и с К-159. Именно поэтому экипаж не смог эвакуироваться с субмарины - подводники до последнего боролись за живучесть лодки, а когда она стала свечой, выбраться из нее было уже невозможно".

В прокуратуре Северного флота, куда корреспондент Ъ обратился за официальным комментарием, сославшись на тайну следствия, отказались подтвердить или опровергнуть информацию о том, что Сергей Лаппа докладывал о поступлении воды в отсеки субмарины и просил вытащить К-159 на мель.

Реклама