Время МН, № 53

Виктор Мясников. Статья. Цена добровольца. Стр. 1,2

Споры о стоимости перехода к преимущественно контрактному формированию Вооруженных сил РФ можно прекращать - специальная межведомственная комиссия уже все подсчитала.

Содержать нищую, с падающей дисциплиной и не обеспеченную современным оружием армию России уже не по карману. Принято политическое решение о контрактном комплектовании частей постоянной готовности. И процесс, ставший составной частью военной реформы, уже идет.

Для оценки затрат в ноябре 2002 года была создана рабочая межведомственная группа из представителей всех заинтересованных ведомств, включая Минобороны, внутренние войска, ФПС, железнодорожные войска, Спецстрой и Минэкономразвития. На правах общественного контролера в группу вошел представитель Института экономики переходного периода. За четыре месяца эксперты посетили все военные округа и флота, проверили практически все воинские части постоянной готовности и составили паспорта расчета затрат на переход к контрактным условиям службы.

Паспорт позволяет оценить обоснованность расходов, состояние казарменно-жилищного фонда, учебно-материальной базы, состояние техники, обеспеченность ресурсами. Расходная часть делится на две составляющие. Первая - это единовременные затраты на весь подготовительный период, прежде всего - капитальное строительство и ремонт жилых и парко-хозяйственных строений, складов хранения. 90% затрат как раз и приходится на капитальные вложения, из них 75% - это казармы и служебное жилье, 18% - парки и хранилища, 5% - учебная база. Оценки производились исходя из результатов эксперимента, проводимого в Псковской дивизии ВДВ.

Вторая составляющая - дополнительные расходы по компенсации годового содержания воинской части. Сюда входят зарплата контрактников, различные льготы и доплаты. Надо учесть и обслуживающий персонал. Поскольку доброволец-контрактник живет по служебному регламенту и Трудовому кодексу, его уже не отправишь "в ночное" чистить картошку и мыть полы. Ставится вопрос о привлечении коммерческих структур для выполнения вспомогательных работ. Структура дополнительных расходов следующая: содержание личного состава - 50%, боевая подготовка - 30%, содержание и эксплуатация техники - 16%.

В зависимости от состояния армейской инфраструктуры единовременные расходы по созданию одного "рабочего места" составят 200-500 тыс. рублей. Сюда включается не только койка в перестроенной казарме типа кубрика, но и боевая техника, учебное место и т.д. Проясняется и вопрос с уровнем зарплаты. Минобороны считает, что она должна превышать средний уровень по стране. За время проведения псковского эксперимента с 1 сентября 2002 года ее уже повышали дважды, доведя примерно до 6 тыс. рублей. Понятно, что в местах с особыми условиями службы, в "горячих" и "холодных" точках, предусмотрены достойные надбавки. Необходимо создать такие условия, чтобы воин служил минимум 5-10 лет, только тогда он будет настоящим профессионалом.

Общие расходы по переходу на добровольное комплектование составят 15-20 млрд рублей в год в рамках бюджетной статьи "Военная реформа".

Уже 24 апреля на заседании правительства будет рассматриваться Государственная целевая программа по переходу на частичное контрактное комплектование.

Реклама