Грани.Ру, 30 сентября

Владимир Темный. Статья. Хорошая новость для призывников.

Очередной военный призыв - традиционный повод обратить внимание не только на горемычных призывников, но и на военную организацию страны в целом. Прежде всего, есть смысл заняться арифметикой. Просто для того, чтобы в цифрах представить себе, что это за "чудище обло", дважды в год пожирающее почти по 200 тыс. российских юношей.

По данным военных источников Граней.Ру, согласно штатному расписанию, в 2003 году в России насчитывается 2 млн 557 тыс. 500 силовиков в погонах. По состоянию на 1.01.03г., только в Вооруженных силах в строю стояли 1,162 млн военнослужащих и рядом со строем - 737,6 тыс. гражданского персонала. Своими армиями располагали МВД, Минюст, ФПС, ФСБ, МЧС, ФАПСИ, ФСО, ФСНП, ФСЖ (желдорвойска), таможня, управление спецпрограмм президента РФ, фельдъегерская госслужба.

После известных весенних ведомственных слияний сумма служивых существенно не изменилась. Пограничники, вернувшись в лоно спецслужбы, не досчитались нескольких десятков генеральских должностей и около сотни полковничьих. На численности срочников этот переезд "с Лубянки на Лубянку" не сказался. Как было 165 тысяч, так и осталось. Более того, руководство погранвойсками ходатайствует об увеличении, как числа призывников, так и выпускников погранучилищ. Без потерь обошлось в ФАПСИ, также примкнувшем к ФСБ. В результате, к 66,2 тыс. чекистам-военнослужащим прибавилось 293,5 тыс. пограничников и связистов.

Сокращения к концу года планировались только для Минобороны (на 26,6 тыс. офицерских должностей) и МВД (на 4,6 тыс. во Внутренних войсках). Однако, МВД, как известно, пополнилось упраздненными налоговыми полицейскими, а это 36,3 тыс. "штыков". Не все налоговики трудоустроились в ведомстве Грызлова - лишь каждый третий, по неофициальным данным, осел в МВД.

Планировалось уменьшить на 2 тыс. войска под командованием генерала армии Сергея Шойгу. И уменьшают, но одновременно рассматривается вопрос об увеличении численности пожарных, которые в 2001 году достались Шойгу от МВД (73 тыс. военнослужащих).

Почти все вышеперечисленные структуры не обходятся без срочной службы, хотя правовая база здесь путанная и, например, Генштаб не рекомендует военкомата делиться призывниками с МВД, пожарными и прочими "чужаками". Самим не хватает. Доля срочников от общего числа военнослужащих в стране, в среднем, около 60%. В армии этот процент больше - в сегодня срочную службу несут около 700 тыс. человек. С учетом двухлетнего периода обновления личного состава, в год в армию необходимо направлять не менее 175 тыс. новобранцев. Именно в армию. Но на раздаче дармовой силы помимо Минобороны упорно стоят с большими ложками, как видим, и другие ведомства. Как ни крути, а на всех призывного ресурса не хватает.

В качестве радикальной меры еще в начале 90-х предлагалось оставить срочную службу только для Минобороны, внутренних войск и пограничников. Но, где залезли, там и слезли. Расклад между заинтересованными структурами мало изменился. Замена должностей срочной службы на аналогичные должности для контрактников или штатских везде идет крайне туго. Чего стоят публичные страдания Минобороны, затеявшего эксперимент с 76-й дивизией ВДВ. И даже принятая правительством федеральная программа по переходу на комплектование воинских должностей "преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" многого не обещает: увеличить число контрактников с 22,1 тыс. в 2004 г. до 147,6 тыс. к 1.01.08г. И если это удастся, сократить срок службы с двух лет до одного года. О сокращении же объемов призыва в программе нет ни слова. Как бы еще больше не понадобилось Родине "ваньков", которые, несомненно, и дальше будут упираться, чтобы не идти "во солдаты".

Это не пустое опасение. Ничто не указывает на серьезные структурные изменения в Вооруженных силах в ближайшие годы. Не идет речи об оптимизации видов и родов ВС РФ, о приведении военной машины в соответствие современным угрозам и возможностям государства. Как и прежде, привольно раскинулись империи ведомственных тыловых служб. Попытки реформаторов создать унифицированную, единую для всех силовых структур систему снабжения (продовольствием, обмундированием, оружием и техникой) разбиваются о ведомственное сопротивление. Каждому министру хочется остаться единоличником, колхоз министра не манит. И так практически во всем. Какую нить реформаторского замысла не потяни, выясняется, что она давно уже оборвана.

Применительно к военному призыву это означает, что Минобороны и прочие силовики будут еще долго охотиться за призывниками. И эта тихая (да уж тихая ли?) гражданская война будет еще долго гонять из подполья в подполье сотни тысяч, миллионы молодых россиян.

2 октября в Минобороны планируется провести совещание, генералы ждут Верховного. На этом мероприятии, уверяют наши военные источники, министр обороны Сергей Иванов отрапортует Владимиру Путину о том, что этап реформирования Вооруженных сил закончен, начинается собственно строительство Вооруженных сил. Формула должна, видимо, обозначить некое поступательное движение Министерства обороны в сторону армии нового типа. Какие-то политические дивиденды с этой констатации успехов на военном поприще, да еще накануне выборов, наверное, получить можно. Для армии же, для национальной обороны, для самих военных в этой радостной вести нет никакого практического смысла. О чем лишний раз свидетельствует и тяжелая поступь военного призыва, начинающего свой очередной поход во все пределы Российской Федерации.

Дословно

Андрей Николаев, председатель комитета Госдумы по обороне

(О правовой базе военного призыва)

Что сделано законодателями в области воинской обязанности и военной службы? Поскольку речь идет о призыве, то остановлюсь только на этой категории. Прежде всего, принят ряд федеральных законов:

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставлено право заключения контракта о прохождении военной службы не после 12, а после 6 месяцев военной службы;

предоставлена отсрочка от призыва на военную службу гражданам, обучающимся в общеобразовательных учреждениях (школах);

предоставлено право на освобождение от призыва на военную службу сыновьям, родными братьями умерших военнослужащих вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также после увольнения с военной службы, либо после окончания военных сборов.

Кроме того, комитетом по обороне разрабатываются законопроекты, принятие и реализация которых позволит:

- призывать граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, только один раз в год - с 1 мая по 30 июня;

- предоставить отсрочку от призыва на военную службу гражданам, имеющим одного ребенка - инвалида с детства старше трех лет, что явится дополнительным вкладом в дело социальной защиты молодых семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- предоставить отсрочку от призыва на военную службу мужьям, чьи жены беременны, что не только благотворно скажется на социальной поддержке молодых семей, но и позволит сократить случаи досрочного увольнения с военной службы по призыву, что сэкономит средства федерального бюджета.

Мы надеемся, часть этих законопроектов будет рассмотрена в ходе текущей сессии Госдумы

Реклама