Газета, № 53

Евгений Кузин, Иван Егоров. Статья. Экран цвета хаки. Стр. 2

К 23 февраля 2005 года Министерство обороны планирует запустить общероссийский военно-патриотический телеканал “Звезда”. Стоимость проекта - с учетом постепенного распространения вещания на всю Россию - оценивается в 140 миллионов долларов. Такие деньги можно найти только в бюджете, ведь с коммерческой точки зрения канал привлекательным не выглядит.

Лицензию на использование 57-дециметрового телеканала в Москве и области Главное управление воспитательной работы Минобороны выиграло на конкурсе 25 февраля. Она стала последней лицензией, выданной ныне расформированным Минпечати, руководимым Михаилом Лесиным.

Пока в правительстве будет решаться вопрос, какому ведомству доверить выдачу лицензий на телевещание в дальнейшем, Минобороны будет готовить "Звезду" (именно такое название получит новый телеканал) к выходу в эфир. По информации ГАЗЕТЫ, сотрудники Главного управления получили приказ открыть вещание в день своего профессионального праздника - 23 февраля 2005 года. Сделать это, судя по всему, будет непросто, поскольку начиная с 1999 года Минобороны пыталось освоить 57-ю частоту уже дважды. Напомним, что еще 15 апреля 1999 года руководитель Федеральной службы по телерадиовещанию (предшественница Минпечати) Михаил Сеславинский и тогдашний министр обороны России Игорь Сергеев договорились о том, что на 57-й дециметровой частоте должен заработать "канал с мужским характером", целью которого будет военно-патриотическое воспитание молодежи. Тогда ему планировали дать название “Отчизна”.

Когда через год “Отчизна” так и не вышла в эфир, Минобороны лишилось лицензии, однако спустя несколько месяцев получило новую - все для того же военно-патриотического ТВ. Спустя еще год, когда история с невыходом повторилась, аннулировали и ее.

Нынешние надежды на реализацию проекта трудной судьбы в Минобороны связывают с именем Ивана Демидова, известного по программе “МузОбоз” и работе на ТВ-6. Его уже называют главным редактором нового телеканала, однако, по информации ГАЗЕТЫ, официального назначения пока не состоялось. “Я подробно знаю всю историю, но не вижу никаких оснований не доверять людям, с которыми я имел отношения по поводу данного проекта”, - заявил ГАЗЕТЕ сам Иван Демидов.

Главная задача, которую ставит перед каналом руководство Минобороны - воспитать у зрителей “чувство гордости за Отечество и национальное самосознание”. Основным производителем программ по замыслу авторов концепции должна стать Центральная телерадиостудия (ЦТРС) Минобороны. Тем не менее ее начальник Юрий Белов сообщил ГАЗЕТЕ, что пока сотрудники ЦТРС не получали никаких конкретных указаний по подготовке к вещанию “Звезды”. Ничего конкретного о канале не могут сказать и в самом Главном управлении воспитательной работы Минобороны. "Комментировать пока нечего. Получение частоты не означает начала вещания, на это еще нужно найти деньги", - заявил собеседник ГАЗЕТЫ в Главном управлении.

Согласно бизнес-плану "Звезды" все затраты на создание телеканала в ближайшие четыре года оценены в нереально низкую сумму порядка 75 тысяч долларов: примерно столько стоят две профессиональные видеокамеры Betacam или же съемка одной серии средней руки сериала. Между тем год назад первый замначальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ Владимир Кожемякин говорил о том, что для того, чтобы канал начал вещать на Москву и Московскую область, потребуется сумма порядка 40 миллионов долларов, а для того, чтобы вещание распространилось на всю Россию, - 100 миллионов. Таких денег у Минобороны нет. Очевидно, создатели канала рассчитывают получить их за счет других статей госбюджета. Как пояснил ГАЗЕТЕ руководитель информационно-аналитического отдела группы компаний “Видео Интернешнл” Виктор Коломиец, “на рынке нет денег, которые могли бы содержать такой канал в полном объеме”. По его мнению, “военно-патриотический канал не может быть рейтинговым, потому что телевидение не предназначено для решения таких проблем, как здоровый образ жизни или патриотические идеи, декларируемых военными”. Таким образом, получается, что создание канала и на этот раз рискует остаться лишь мечтой руководителей военного ведомства.

Военно-патриотическое воспитание за рубежом

Специальных СМИ - как электронных, так и печатных, обслуживающих государственную программу военно-патриотического воспитания, - не существует ни в одной стране мира. Не существует и самих государственных программ такого воспитания (только на Украине 26 октября 2002 года президент Леонид Кучма подписал указ "Концепция допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи", который пока остается на бумаге). Правда, есть общественные организации, молодежные объединения и сеть частных школ, которые готовят из добровольцев армейское пополнение. Например, вооруженные силы США активно сотрудничают с Союзом скаутов, охватывающим 4,1 млн. бойскаутов и 2,6 млн. герлскаутов. Все большее число американских школ - частных и государственных - открывает для желающих юношеские курсы по подготовке офицеров запаса (Junior Reserve Officers Training Course - JROTC). Выпускники JROTC, разумеется, не становятся офицерами, но при поступлении на военную службу имеют привилегии. Поскольку школы, согласившиеся на введение у себя таких курсов, в течение 5 лет получают специальные дотации, число их в последнее время стремительно растет: сегодня программа JROTC действует во всех 50 штатах, охватывая 1500 старших школ, а к 2005 году планируется довести количество таких школ до 1645. Британское министерство обороны также осуществляет ряд социальных и обучающих программ для пополнения вооруженных сил новобранцами. Основным элементом среди них являются так называемые Силы кадетов (Cadet Force), в которые вовлечено свыше 125 тысяч молодых людей. В стране действует 3100 учебных центров CF, в которых работает 23 тысячи сотрудников оборонного ведомства. В составе министерства обороны ФРГ, в службе по связям с общественностью, имеется такая составляющая, как югенд-офицеры - офицеры по работе с молодежью. В их задачи вменяется разъяснение школьникам и студентам основ внешней и оборонной политики Германии, международной ситуации. Они ведут свою работу, посещая учебные заведения исключительно с разрешения директоров школ и высших учебных заведений. Югенд-офицеры ответственны за проведение семинаров-встреч между солдатами и учениками, на которых рассматриваются различные вопросы социального характера, в том числе и обсуждение особенностей армейского патриотизма.

Реклама