Московский комсомолец, № 285

Марина Гриднева. Статья. Без команды не спасать! Стр. 1,2

Как никогда быстро расследовала Главная военная прокуратура уголовное дело по факту гибели атомной подводной лодки К-159, затонувшей во время буксировки в Баренцевом море 30 августа с.г. Из 10 членов экипажа спасти удалось только одного. Сегодня в Северном флотском военном суде (г. Североморск) начнется процесс над двумя офицерами, которые, по мнению прокуратуры, виновны в трагедии. Это капитан 2 ранга Сергей Жемчужный, непосредственно руководивший буксировкой, и командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. Подробности скандального уголовного дела стали известны "МК".

- Людей можно было спасти, - говорил в интервью "МК" главный военный прокурор Александр Савенков. - В момент катастрофы самостоятельно экипаж покинуть подлодку уже не мог - спасательный плот, рассчитанный как раз на состав экипажа, смыло штормом. Но на самом буксировщике и на судне сопровождения находились катера, которые, безусловно, имели возможность подойти к подлодке и эвакуировать людей. Этого сделано не было.

Операция с самого начала была обречена на провал. Командный пункт флота загодя получил информацию о приближающемся шторме, но тем не менее принял решение о начале буксировки. В деле также есть показания Валентины Лаппы, супруги погибшего капитана К-159 Сергея Лаппы, которая откровенно возмущена плохой подготовкой к буксировке. Она рассказала, что экипажу К-159 пришлось взять с собой из дома еду и теплую одежду, а ее муж вынужден был даже купить свой собственный карманный фонарик для долгого путешествия на буксире.

В свой последний путь на утилизацию старая ржавая подлодка К-159 отправилась 28 августа из военно-морской базы в Гремихе. На третий день плавания во время шторма у подлодки К-159 оторвались кормовые понтоны, и судно получило сильный крен на корму. Это произошло примерно в 1.20 ночи 30 августа. Было ясно, что лодка затонет, и на берег послали сигнал SOS, чтобы успеть спасти людей. Через 20 минут в штаб прибыл командующий флотом адмирал Геннадий Сучков. Но даже после этого еще час (!) не было команды на начало спасательной операции, словно все в штабе во главе с командующим впали в оцепенение.

Тем временем экипаж пытался спастись самостоятельно. Трем подводникам удалось выбраться наружу, но выжил из них только один - старший лейтенант Максим Цыбульский. Примерно в 3 часа ночи К-159 затонула на глубине 238 м, утянув с собой на дно 7 членов экипажа - хотя судно сопровождения и корабль-буксир находились буквально в двух шагах от терпящей бедствие подлодки!

Согласно выводам следствия, трагедия произошла по трем основным причинам. Первая - игнорирование прогнозов неблагоприятной погоды. При таких штормовых условиях командование Северного флота не должно было давать "добро" на буксировку подлодки. Вторая причина - превышение скорости буксира, на котором тянули К-159. Она была гораздо выше скорости, положенной по официальным инструкциям, где сказано, что "буксировка может проводиться со скоростью до 3 узлов", а в данном случае она была 4,5 узла. И наконец, оцепенение командования флота, которое не предприняло попыток эвакуировать экипаж подлодки.

Сразу после гибели К-159 от должности был отстранен Сергей Жемчужнов, командир дивизиона подлодок военно-морской базы в Гремихе. Ему предъявлено обвинение в нарушении правил кораблевождения. Именно он, считают в ГВП, принял решение о начале перехода подлодки, несмотря на неблагоприятные погодные условия. Затем своей должности лишился адмирал Геннадий Сучков. Правда, пока он освобожден от командования флотом временно - до решения суда. Прокуратура обвинила его в халатности, повлекшей смерть нескольких человек.

Напомним, что адмирал Сучков был назначен командующим Северным флотом после того, как с этой должности слетел адмирал Вячеслав Попов - тот поплатился местом в результате гибели атомохода "Курск". И вот теперь история повторяется. Кстати, оба адмирала пользуются большим уважением сослуживцев. Нам удалось связаться с представителями Черноморского флота, где в свое время Геннадий Сучков был заместителем командующего.

- Сучков был, что называется, слуга царю, отец солдатам, - вспоминают черноморцы. - Он как никто отстаивал здесь, на Украине, наш флот. Во многом благодаря ему мы здесь еще существуем. Не случайно этот человек сделал уникальную карьеру: он был командующим двух флотов - Тихоокеанского и Северного... Впрочем, почему был? Ведь от должности командующего Северным флотом он отстранен временно. Посмотрим, что скажет суд.

Реклама