Новые Известия, № 109, 29 июня

Игорь Ванденко. Статья. Альтернатива наказуема. Стр. 2

Пропрезидентскому большинству Госдумы накануне предоставился шанс достойно выпутаться из спровоцированной ими на днях неприглядной истории с проталкиванием через парламент в нарушение всех предварительных договоренностей с коллегами и просто здравого смысла откровенно реакционного закона об альтернативной гражданской службе. Депутаты правых фракций предложили вчера вернуть законопроект об АГС во второе чтение и принять заваленные на прошлой неделе “центристами” по приказу сверху согласованные либеральные поправки. Думское большинство, однако, показало себя “стойкими кремлевцами”: во исполнение подтвержденных указаний закон об “альтернативщиках” был проголосован в третьем чтении без малейших изменений.

Итак, граждане России получили право на замену военной службы по призыву на АГС, если первая противоречит убеждениям или вероисповеданию, а также если призывник относится к коренным малочисленным народам. Вместе с тем призывная комиссия (и только она) может отказать призывнику в праве на прохождение альтернативной службы. Например, если в военкомате посчитают не обоснованными представленные им доводы (никаких критериев “необоснованности” в законе не приводится). Еще призывнику могут отказать в “альтернативке”, если он просто не вовремя проинформировал о своем желании комиссию (соответствующее заявление нужно подавать в военкомат не позднее, чем за полгода до призыва). Фраза типа “нужно было раньше думать”, наверняка, отныне станет “железным” дежурным аргументом военных чиновников. Повторная неявка на заседание призывной комиссии (причины значения не имеют) или выявленные случаи уклонения в прошлом от прохождения службы по закону также становятся весомым аргументом для отказа потенциальному “альтернативщику” в реализации его конституционного права.

Формально россияне могут проходить АГС как по месту жительства, так и за его пределами, “индивидуально, а также в составе групп или формирований”. Вместе с тем в законе записана просто изумительная во всей своей чиновничьей казуистике оговорка: для проходящих АГС устанавливается “как правило, экстерриториальный принцип” (то есть не по месту жительства). Право единоличного решения вопроса о том, “как правило” или не “как правило” отдано на “откуп” (можно не сомневаться, что нередко и в буквальном смысле) все тем же призывным комиссиям военкоматов. Однако, судя по давно декларируемой отечественным генералитетом линии на всемерное ужесточение “альтернативы”, “домашних исключений” в данном случае будет по минимуму.

“Альтернативщики” будут служить на предприятиях и в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также в качестве гражданского персонала на военных предприятиях и непосредственно в войсках и воинских формированиях. Срок альтернативной службы устанавливается от 3,5 лет до 18 месяцев в зависимости от места ее прохождения и наличия высшего образования. Граждане, прошедшие АГС, до 50 лет должны будут состоять на военном учете.

Первые экспертные оценки принятого закона практически полностью совпадают с реакцией большинства правых депутатов, звучавшей вчера в думских коридорах сразу после голосования. Иначе как имитацией конституционного права на альтернативную гражданскую службу новый закон об АГС мало кто называл (“центристы” предпочитали не комментировать произошедшее вообще). Среди прогнозов последствий вчерашнего голосования чаще всего звучали предположения о том, что теперь в результате полной победы генеральского лобби окончательно затормозится военная реформа, неизбежно возрастет в целом число уклоняющихся от призыва и еще больше расширится поле для коррупции в армии.

Всему этому вчера активно поспособствовали депутаты из фракций “Единство” (79 голосов “за” и О - “против”), ОВР (единогласно “за”), ЛДПР (все “за”) и депутатских групп “Народный депутат” (51 голос “за” и 1 - “против”) и “Регионы России” (“за” — 32, “против” — 7).

Реклама