Русский курьер, № 15

Виталий Струговец. Статья. Марш-бросков в комитете не будет. Стр. 1,2

Генерал-полковник Виктор Заварзин - один из самых известных наших военных, Герой России. И, в частности, считается одним из организаторов знаменитого броска на Приштину в 1999 году, когда российские десантники захватили аэродром в югославском крае Кососо. В декабре прошлого года генерала избрали депутатом Госдумы, где он стал председателем комитета по обороне.

Первое интервью в новой должности Виктор Заварзин дал "РК".

- Виктор Михайлович, среди парламентских журналистов уже пошли разговоры, что вы недоступны для прессы...

- Не думаю, что с вами согласятся десятки журналистов, с которыми я общался, будучи командующим Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане, Главным военным представителем России в НАТО и первым заместителем начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств- участников СНГ... В то же время замечу, что мне не нужен "газетный" авторитет. Я не стремлюсь к имиджу политика, готового комментировать все и вся, лишь бы оказаться на телеэкране или страницах газет. К тому же, как я считаю, журналист - журналисту рознь. Буквально на днях здесь, в Госдуме, меня, намекая на приштинский бросок десантников в 1999 году, которым я руководил, попросили прокомментировать, куда совершит бросок думский комитет по обороне. Любителям таких "двойных" вопросов отвечаю первый и последний раз: марш-бросков в комитете по обороне не будет. Будет продуманная, целенаправленная работа. И обещаю, что обязательно буду информировать СМИ об основных событиях, происходящих в комитете по обороне.

- Тогда следующий вопрос именно об этом: что будет главным в работе вашего комитета?

- Главные задачи комитета я вижу в законодательном обеспечении поставленных президентом целей: решение социальных проблем военнослужащих и членов их семей и перевооружение армии. Но выполнение этих задач, понимаю, невозможно без увеличения расходов на национальную оборону. Поэтому твердо стою на позициях необходимости увеличения военного бюджета. Это перспективные цели и задачи. Непосредственно же сейчас главное для депутатов, особенно вновь избранных, войти в курс дел, как внутри Госдумы, так и в сфере своей законодательной деятельности. В ближайшие два-три месяца комитет проведет ряд встреч с руководством Министерства обороны, видов и родов войск. Это необходимо для того, чтобы выработать алгоритм системной работы. И мы должны его выработать без задержки, но и без излишней спешки.

Что же касается непосредственно законодательной работы, то в примерную программу законопроектной деятельности Государственной думы на весеннюю сессию по предложению комитета включен 31 законопроект. Семь из них признаны приоритетными.

- Какие из них вы бы выделили?

- Законопроекты я бы традиционно разделил на четыре группы. Первая - законодательные инициативы в области военного строительства. Вторая - о воинской обязанности и прохождении военной службы. Третья группа - законопроекты социального плана. И четвертая группа - международная. Это проекты, связанные с ратификацией международных договоров и темой военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Теперь о каждой группе чуть подробнее. Начнем с военного строительства. Здесь я бы выделил четыре законопроекта: "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и в Федеральный закон "Об обороне", "О Вооруженных силах Российской Федерации", "О правовом положении военных учреждений" и "Об использовании высвобождаемого военного имущества".

- Что же планируется менять в госооборонзаказе? Для ВПК, полагаю, ваш ответ очень важен.

- Законопроектом предусматривается предоставить исполнителю государственного оборонного заказа право использовать для выполнения госконтракта внебюджетные средства, которые впоследствии должны быть возмещены ему госзаказчиком. При этом предполагается наделить правительство РФ правом определять цели и порядок использования внебюджетных средств в интересах национальной обороны.

- А чем вызваны другие законопроекты?

- Необходимость принятия закона "О Вооруженных силах Российской Федерации" зафиксирована Конституцией РФ. Законопроект "Об использовании высвобождаемого военного имущества" также направлен на установление правоотношений, но уже в процессе высвобождения и дальнейшего использования военного имущества. Для этого уточню: по самым предварительным подсчетам, только за 5 лет в данной сфере можно получить 1,5 млн. тонн черного металла, более 200 тысяч тонн цветного металла и около тысячи тонн драгметаллов, в том числе до 20 тонн золота и платины.

- Что может появиться нового в законодательстве о прохождении военной службы?

- В этом блоке в первую очередь назову законодательную инициативу президента России. Внесенный главой государства и уже принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на изменение некоторых условий прохождения военной службы и отдельных положений, определяющих статус военнослужащих. Прежде всего, проходящих службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Законопроект содержит изменения, прямо предусмотренные Федеральной целевой программой "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы", вступившей в силу с 1 января 2004 года.

Остальные законодательные инициативы предусматривают, в частности, возможность проведения призыва на военную службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один раз в год; право на предоставление отсрочки от призыва гражданам, имеющим жену, находящуюся в состоянии беременности 26 и более недель или имеющим одного ребенка-инвалида с детства старше трех лет и др. Особо хотел бы назвать законопроекты, направленные на разрешение проблемы противоречия законодательных актов, определяющих статус граждан, проходящих службы в органах внутренних дел, МЧС РФ, ГУИН. Напомню, речь идет о появившейся "замене" военной службы службой в МВД, МЧС, ГУИН и т.д. Ничуть не отрицая трудностей работы в вышеназванных службах, отмечу, что они ни в коей мере не могут "замещать" собой военной службы. Убежден, сначала надо отслужить в армии, а уже потом идти работать в милицию или МЧС.

- Наверное, традиционно самый большой блок проблем - социальный?

- Безусловно. Почти половина " законодательного портфеля" комитета по обороне связана с социальными проблемами.

Во-первых, это законопроект, внесенный правительством РФ и уже принятый в первом чтении, которым предусматривается, в частности, предоставление военнослужащим права на бесплатное обучение в государственных вузах и зачет в общий трудовой стаж жен военнослужащих времени, когда они находились со своим мужьями в местностях, где невозможно было устроиться на работу.

Во-вторых, по инициативе членов Совета Федерации предлагается распространить существующее сегодня право внеконкурсного поступления в военные вузы детей погибших (умерших) военнослужащих на все государственные высшие учебные заведения.

В-третьих, на рассмотрение Государственной думы четвертого созыва нами будут предложены уже давно находящиеся на слуху законопроекты "О профессиональных союзах военнослужащих", "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий" и " Об инвалидах военной службы". И еще раз повторю: обязательно буду информировать прессу о работе комитета по обороне.

Реклама