Политком.Ру, 26 ноября

Наталья Серова. Статья. Контрактники, а не наемники.

В конце прошлой недели, после завершения сбора руководящего состава Вооруженных сил Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок и дополнений в действующее законодательство о военной службе. Большинство этих поправок касаются вопросов организации контрактной службы, в том числе юридических проблем, связанных с привлечением иностранных граждан на службу в российскую армию.

Главной болевой точкой здесь является вопрос о статусе контрактников-иностранцев. Проблема состоит в том, что по Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников наемниками считаются иностранные граждане, не входящие в состав вооруженных сил какого-либо государства и получающие существенно большее денежное вознаграждение, чем военнослужащие аналогичного ранга. Лица, подпадающие под это определение, должны преследоваться по закону.

После первых, достаточно невнятных заявлений представителей Министерства обороны о намерении привлекать в российскую армию иностранных граждан, некоторые наблюдатели заговорили о намерении России создать "армию наемников" и - вспоминая развал Римской империи - о плачевных последствиях подобной политики. В свою очередь, главы соседних государств выразили обеспокоенность в связи с этими планами, а президенты Украины и Белоруссии предупредили, что считают невозможным для своих граждан службу по контракту в российской армии и будут всячески этому препятствовать, вплоть до применения мер уголовной ответственности.

Внесенные президентом поправки и были направлены на разрешение этих вопросов путем полного юридического приравнивания иностранных контрактников к российским. Права и обязанности и тех, и других заявлены как идентичные: они будут служить в частях постоянной боевой готовности, иметь на руках военные билеты и получать одинаковое денежное довольствие, а после получения российского гражданства и соответствующие льготы.

Статус иностранцев будет отличаться от статуса российских контрактников тем, что они не будут присягать на верность России. Вместо этого при подписании контракта они должны будут подписать специально разработанное обязательство. Кроме того, еще до приема на службу иностранцы должны будут доказать свободное владение русским языком перед комиссиями военкоматов. Одновременно в случае успешного прохождения службы по представлению командующего воинской части контрактник-иностранец может получить российское гражданство уже через 3 года, а не через 5, как это предусмотрено Законом о гражданстве.

Чтобы защититься от злоупотреблений, поправками предусмотрено лишение получивших российское гражданство контрактников служебного жилья, а также всех компенсаций и льгот, положенных в таких случаях российским военнослужащим в случае досрочного расторжения контракта независимо от того, по чьей инициативе это произойдет - его самого или его командира.

Легко видеть, что эти новые правила, с одной стороны, частично закрывают возможность злоупотреблениям при получении гражданства, но с другой, создают почву для закабаления контрактников, которые оказываются полностью зависимыми от своих командиров. Впрочем, это проблема любой армии, построенной по принципу единоначалия и тотального подчинения приказам сверху донизу. Без этого нет дееспособной армии, и проблема разумного использовании прав командования должна решать путем соответствующего воспитания офицерского состава, которому наделяется не только правами, но и обязанностями.

В частности, при решении вопроса о принятии на контрактную службу командиры получают возможность еще до заключения контракта в течение 3 месяцев начального периода прохождения службы проверить потенциального контрактника на профпригодность и решить вопрос о целесообразности принятия его на контрактную службу. Но после того как контракт заключен, именно командир станет тем, с кого будут спрашивать за все, что произойдет с данным военнослужащим.

Что касается прав контрактников, то они в соответствии с Трудовым кодексом имеют право на один выходной день в неделю и обязательный ежегодный отпуск. Решен вопрос с получением денежных компенсаций на санаторно-курортное лечение и проезд к месту проведения отпуска. В случае ранения Минобороны обязуется лечить военнослужащего, а в случае увечья или гибели родственникам будут выплачены полагающиеся страховые деньги. Кроме того, согласно поправкам, контрактники получают реальный шанс поступить в любой государственный вуз страны на льготных условиях, сдав вступительные экзамены хотя бы на тройки.

Таким образом, можно говорить о том, что внесенный президентом в Госдуму пакет поправок и дополнений в действующее законодательство о военной службе создает юридическую и финансовую почву для реализации плана перехода российской армии на преимущественно контрактный принцип комплектования с 1 января 2004 года. Теперь дело за малым: эти поправки должны быть приняты Госдумой еще до конца нынешней сессии, то есть до конца ноября. В противном случае рассмотрение этого вопроса будет отложено в лучшем случае до февраля, когда начнется полноценная работа нижней палаты парламента нового созыва.

Реклама