Независимая газета, № 59

Анатолий Костюков. Статья. Первой на контракт пойдет пехота. Стр. 2

Вчера министр обороны РФ Сергей Иванов сообщил: уже в конце апреля правительство рассмотрит "программу комплектования солдатских и сержантских должностей добровольцами". Неделей раньше президент попросил министра представить план перевода Вооруженных сил на контрактную основу к началу "бюджетного процесса", и Иванов заверил, что к июню этот документ будет, разумеется, готов. Сроки, названные Ивановым, понравились всем сторонникам скорейшей профессионализации Российской армии, включая "Союз правых сил", лидеры которого воюют за эту реформу наиболее настойчиво. Оказалось, однако, что заявление министра обороны нуждается в ряде серьезных уточнений.

Программу, обещанную Ивановым, должна подготовить межведомственная комиссия, созданная по решению правительства от 21 ноября прошлого года. Обозреватель "НГ" попросил члена этой комиссии, заведующего лабораторией Института экономики переходного периода Виталия Цымбала познакомить с эскизом проанонсированной программы и получил отказ. Материалы, которые сегодня готов представить коллектив разработчиков, по словам профессора Цымбала, пока далеки от того, что можно назвать программным документом, - рабочая группа еще не закончила сбор информации, необходимой для планирования. Кроме того, не надо думать, будто речь идет о программе перевода на контрактную службу всей Российской армии, как почудилось оптимистам. "Генштаб составил без согласования с комиссией перечень из 92 воинских частей, которые должны переводиться на контракт в первоочередном порядке, - пояснил Виталий Цымбал. - И мы работаем исключительно по этому списку, хотя обоснование его нам никто не представил".

Таким образом, планируемая операция носит характер "производственного эксперимента". По масштабу он, конечно, крупнее псковского, но все же это эксперимент. Почему в перечне оказалось именно 92 части, остается тайной Генштаба. В "Основах государственной политики в области военного строительства до 2010 года", подписанных президентом, сказано: в первую очередь на контрактный принцип комплектования нужно перевести части постоянной готовности и части, несущие боевое дежурство. Список этих частей, как считают разработчики программы, не совпадает с перечнем Генштаба "ни по количеству, ни по качеству". "Мы полагали, что реформу надо начинать с РВСН, с Военно-воздушных сил, куда входит и ПВО, но как раз эти войска не попали в список первоочередных, - отмечает Виталий Цымбал.- Генштаб почему-то решил начинать с Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты".

Недавно члены комиссии по инициативе СПС побывали во Франции, где знакомились с тамошним опытом перехода на контрактный метод комплектования армии. Оказалось, французы, справившиеся с этой задачей менее чем за 6 лет, начинали как раз с "интеллектуальных" родов войск, а сухопутные силы и жандармерия стояли у них в конце программы. Это логично хотя бы потому, что ракетные или авиационные части не нуждаются в таком количестве солдат-призывников, как пехота, и их легче переводить на профессиональные рельсы. Но у российского Генштаба, судя по всему, своя логика реформы. Видимо, поэтому в разрабатываемой программе не рассматривается вторая задача, поставленная президентом, - существенное сокращение срока службы по призыву и изменение ее предназначения.

Формально комиссия работает автономно от Генштаба, руководит ею замминистра обороны Владимир Исаков, которого даже нетерпеливые деятели из СПС не числят в генералах-саботажниках, и это дает разработчикам программы надежду на то, что результаты их труда не пойдут в корзину. Тем не менее комиссия продолжает сталкиваться с разного рода ограничениями, которые по традиции мотивируются соображениями военной тайны. Сейчас главная работа "комиссионеров" - объезд намеченных Генштабом частей, калькуляция необходимых для реформирования затрат. Еще в начале работы комиссия обратилась в Генштаб с просьбой рассекретить те данные, которые необходимы ей, что называется, по условиям задачи. Речь, кстати, шла об информации, которую наше военное ведомство ежегодно поставляет в ОБСЕ: численный состав частей и количество основных видов боевой техники. Ответ пришел из Генштаба чуть более недели назад и звучит обескураживающе: все, что нужно некоторым членам комиссии (имеются в виду гражданские специалисты), им сообщат "в обобщенном виде", когда комиссия закончит работу. А между тем разработчики уже объехали четыре военных округа из шести и, если верить министру обороны, вот-вот выдадут законченный программный продукт.

Таковы условия труда. Устная информация, получаемая от командиров частей, тем более "в обобщенном виде", естественно, не обладает достоинствами официальной документации. Как правило, руководство каждой части, попавшей в счастливый список, хочет, пользуясь оказией, решить все свои проблемы - от замены вооружения до строительства канализации. Если включать в бюджет все подобные заявки, то переход на контрактную службу будет стоить таких денег, каких реформаторам никто, разумеется, не даст. Поэтому разработчики программы настроены экономить на всем, кроме жалованья будущим "профи". По словам Виталия Цымбала, рекомендации их комиссии, судя по всему, дошли до министра обороны: денежное довольствие, которое он недавно пообещал контрактникам, - это уже серьезные деньги, способные привлечь в армию профессионалов. Если, конечно, дело не ограничится экспериментальными выплатами в масштабе одной "выставочной" дивизии.

Реклама