Политком.Ру, 25 ноября

Наталья Серова. Статья. Профессионалы и наемники.

Перевод российских войск на контрактную основу будет долгим и трудным. Однако есть вероятность, что он все-таки будет - в этом основной итог прошедшего на той неделе правительственного заседания, на котором обсуждалась концепция профессиональной армии.

Наталья Серова

Заседание правительства, посвященное военной реформе, показало, что вышедший на первое место вопрос о создании контрактных частей фактически вытесняет другие проблемы реформирования армии.

Уже накануне, 19 ноября, после встречи с президентом министр обороны Сергей Иванов заявил, что в его докладе правительству главное внимание будет уделено Концепции поэтапного перевода армии на контрактную основу. По итогам заседания правительства стало известно, что в 2004 году начнется перевод на контрактную основу частей постоянной боевой готовности, Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты. А к концу 2007 года на контрактную основу будут переведены 166 тысяч военнослужащих этих подразделений.

В сущности, это не так уж много для миллионной армии, однако и такого количества хорошо подготовленных военных будет достаточно для того, чтобы не направлять в зону боевых действий призывников.

Поскольку задача формирования контрактных подразделений не сводится исключительно к проблеме жилья и зарплат, а подразумевает обновление военной техники, создание нормально оборудованных учебных центров и пр., можно говорить о том, что вопрос об организации контрактной службы становится системообразующим для военной реформы в целом.

Учитывая, что МО планирует дальнейшее сокращение личного состава, к 2007 году - если реформа действительно пойдет - около 20 % Вооруженных сил будет нести службу не только на новой основе, но и в принципиально иных, качественно лучших условиях, чем это происходит сейчас.

20% - это, как уже отмечалось, не много, но и не мало, тем более, что с 2008 года реформа, обкатанная на частях быстрого реагирования должна пойти вширь. На деле этот процесс означает фактическое создание параллельной армии, боеспособность которой должна быть на несколько порядков выше, чем у большинства ныне существующей частей, формируемых из призывников.

Судя по тому, что М.Касьянов предложил министру обороны принять меры по прекращению практики непрофильной деятельности некоторых подразделений МО, порядок будут наводить не только в контрактных частях. В частности речь идет о ликвидации подразделений, занятых сельским хозяйством, строительством и прочими делами, не имеющими прямого отношения к профессиональной деятельности армии. Кроме того, премьер указал Сергею Иванову на недостатки в работе, касающейся создания унифицированных систем технического и тылового обеспечения. Решение этих проблем должно не только улучшить снабжение армии, но и сэкономить часть финансовых ресурсов.

Все это внушает определенный оптимизм, но не отвечает на главный вопрос текущей повестки дня - на вопрос о боеспособности и моральном состоянии российской армии. За дискуссией о зарплатах и жилье для контрактников из поля зрения выпадает самый главный вопрос - новая, параллельно создаваемая контрактная армия должна стать армией профессионалов или армией наемников?

Хотя многие насущные проблемы обеспечения контрактной службы еще не решены, очень важно уже сегодня понять разницу между этими двумя подходами. А разница эта, грубо говоря, сводится к тому, что армия, где все определяется только размером зарплат и условиями прохождения службы, превращается в "армию наемников", особенно, если командный офицерский состав заражен коррупцией и не имеет представления об офицерской чести и гражданском долге.

Поэтому помимо обеспечения необходимого финансирования проведение реформы должно сопровождаться воспитательной работой и чисткой командного состава. Если дух стяжательства и практика воровства проникнут в формируемые контрактные подразделения, через несколько лет вместо боеспособной армии профессионалов, страна получит "банды наемников", и это может оказаться тем более неприятно, что они к тому же будут еще и хорошо обучены.

Одновременно, стоит учесть, что проблемы обеспечения безопасности в нынешней ситуации не могут быть решены без понимания их важности всем населением. Сегодня значительная часть людей все еще подразумевает под военной реформой и контрактной службой не создание боеспособной и профессиональной армии, а всего лишь отмену "ненавистного" для многих военного призыва.

Поскольку эти ожидания являются совершенно необоснованными (о полной отмене призыва речь пока не идет), успех военной реформы, помимо конкретных мер, связанных с ее реализацией, зависит сегодня и от того, сумеет ли власть разрушить негативное отношение значительной части населения к военной службе.

В общественном сознании армия сейчас ассоциируется с войной в Чечне, постоянными падениями вертолетов, "дедовщиной", массовым дезертирством, самоубийствами офицеров, взрывами военных складов, нищетой личного состава на фоне тотального воровства и генеральских особняков. Эти стереотипы (между прочим, далеко не всегда адекватно отражающие реальное положение дел) должны быть сломаны, и это вполне возможно, так как в обществе уже формируется запрос на существование сильной, способной защитить страну и людей армии, которой можно было бы с полным основанием гордиться.

Реклама