Российские вести, № 37

Об альтернативной службе в России.

Игорь Дмитриев. Статья. По-армейски просто и логично. Стр. 7

Отсутствие закона об альтернативной службе порождает самодеятельность с непредсказуемыми последствиями, говорит председатель Комитета Государственной Думы РФ по обороне, генерал армии Андрей Николаев

- Между тремя законопроектами мало принципиальных отличий. Основное и самое главное - это срок альтернативной гражданской службы. В варианте Рыбакова - Воробьева предлагается срок, в полтора раза превышающий военную службу, - 18 месяцев для граждан, имеющих высшее образование, и 36 месяцев для всех прочих. У Семенова еще меньше - соответственно 15 и 30 месяцев. А в моем проекте срок гражданской службы в два раза превышает срок военной - 24 и 48 месяцев.

В варианте Рыбакова - Воробьева этот срок снижается до 30 и 15 месяцев, если гражданин проходит альтернативную службу за пределами своего местожительства. В моем проекте это возможно, если граждане проходят службу в качестве гражданского персонала в Вооруженных Силах и на других предприятиях и организациях, перечень которых будет определен правительством.

- Чем обусловлена более жесткая, чем у оппонентов, норма?

- Здесь все по-армейски очень просто и логично. Срок военной службы у нас составляет 24 месяца. Военнослужащие по призыву служат реально две трети суток в отличие от граждан, которые отрабатывают по КЗоТу восьмичасовой рабочий день. 16 часов в день и 8 часов - ровно в два раза разница, к тому же полностью соответствующая международной практике. Во Франции, например, как и в ряде стран СНГ и Прибалтики, срок гражданской службы в два раза больше, чем военной. Будет уменьшаться срок военной службы, соответственно, будет уменьшаться и срок альтернативной.

К тому же мы стремились создать такие условия для прохождения альтернативной гражданской службы, когда вероисповедание, убеждения будут единственной причиной для отказа от призыва в армию. Если мы создадим заведомо более благоприятные условия, то даже у граждан, которые никаких убеждений не имеют, они моментально обнаружатся. Нельзя ставить под угрозу комплектование Вооруженных Сил.

- Кому предоставляется право на замену службы?

- В проекте Семенова вообще ничего не сказано о разных категориях граждан. Все просто: кто не хочет служить, тот не служит.

В варианте Воробьева - Рыбакова зафиксировано четко - замена по убеждению и вероисповеданию. В нашем проекте указаны и иные случаи, предусмотренные Конституцией. Среди них те категории граждан, которым уже действующим законом предоставлено право на замену воинской службы, - например, коренные малочисленные народы.

Другая категория появилась из-за пересмотра системы оснований для отсрочки от призыва на военную службу. Ключевая их часть оставлена, а необоснованные основания перенесены в разряд права на замену. В частности, это касается граждан с высшим педагогическим образованием, работающих учителями в сельской местности. Ныне они пользуются отсрочкой от призыва. Наш проект предлагает работу педагога рассматривать в качестве альтернативной гражданской службы. Выпускники педагогических вузов обязаны отработать 48 месяцев по специальности. Для молодых педагогов ничего не меняется. Они как работали, так и работают. Только это будет считаться альтернативной гражданской службой. Так же обстоит дело и с медиками.

Граждане, имеющие двух и более детей до трех лет, нынче также пользуются отсрочками от призыва. Наш проект предлагает разделить эту категорию на две. Гражданина, имеющего этих детей на иждивении, нельзя отрывать от них. Он – кормилец и будет пользоваться отсрочкой по-прежнему. Гражданам, просто совместно проживающим с детьми, будет предоставлена возможность пройти альтернативную службу. Так что средства массовой информации передергивают факты, утверждая, что все отсрочки исключаются. Совсем напротив.

- Где проходить альтернативную службу?

- У Семенова про это ничего не говорится. А в варианте Рыбакова - Воробьева прямо оговорено - в военно-медицинских учреждениях. Мы полагаем возможным ее прохождение в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил, в том числе и в военно-медицинских учреждениях. Есть и другие непрестижные, малооплачиваемые должности - водители, повара, кочегары итак далее. Из-за того, что на них некому работать, трудятся солдаты в ущерб боевой подготовке.

В проекте Рыбакова - Воробьева альтернативную службу в основном проходят по месту жительства. Но в отдельных случаях граждан могут без их согласия направлять и в другие регионы, например, если в этом муниципальном образовании нет субъекта гражданской службы или в случае выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мы в своем проекте не настаиваем ни на каком принципе. Как выгодно для государства, так и будет. Все зависит от того, какова в конкретный год потребность в специалистах.

Последнее отличие - в органе, который будет заниматься альтернативной гражданской службой. И наш проект, и вариант Рыбакова - Воробьева возлагает ее на территориальные органы Министерства труда. Семенов предлагает создать специальную службу. Мы категорически против этих необоснованных затрат. Нет федерального органа, располагающего столь полной информацией о распределении трудовых ресурсов РФ, чем Минтруда.

- Как вы относитесь к нижегородскому прецеденту альтернативной гражданской службы?

- Пока он не обсуждался в комитете, но моя позиция - приблизительно следующая. В соответствии с действующей редакцией закона о воинской обязанности призывные комиссии имеют право в его рамках выносить любое решение. Но что будет дальше? На военную службу не призываются граждане, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу. Но пока нет закона о ней, никакую службу, будь она хоть самой социальной и гуманной, нельзя признать альтернативной.

Аналогичные эксперименты проводились в Перми и в других регионах, но на основании решения суда. Граждане подавали в суд на решение призывной комиссии. Суд пересматривал его и направлял их на альтернативную службу. В итоге эти призывники нигде не служили. Общественные организации занимали их на социальных работах по ухаживанию за престарелыми, в детских домах и легитимно, поскольку по решению суда эти граждане нигде не служат. Но что в Нижнем Новгороде? Призывная комиссия через год вновь призовет этих граждан на военную службу? Трудно сказать. Но эксперимент поддержан обществом, потому что оно устало от отсутствия закона об альтернативной службе.

Реклама