Политком.Ру, 24 апреля

Георгий Ковалев. Статья. Армию толкают к реформе.

Уже более десяти лет ведутся разговоры о реформе вооруженных сил, но "воз и ныне там". Вчерашний день, по сути, стал судьбоносным для будущего армии России, ибо правительство наконец-то решилось рассмотреть проект Федеральной целевой программы поэтапного перевода воинских должностей преимущественно по контракту. Основным докладчиком проекта был министр обороны Сергей Иванов, который пытался довести до сведения кабинета министров позицию главного военного ведомства страны. Его же основным оппонентом, как это планировалось, должен был выступить лидер партии СПС Борис Немцов. Фактически министры оказались поставленными перед выбором - Генштаб обещает создать боеспособную армию и перевести ее на службу по контракту после 2010 года, СПС хочет уже с 2007 года сократить срок обязательной службы до шести месяцев.

Открывая заседание кабинета министров, председатель правительства Михаил Касьянов заявил, что "мы создаем контрактную службу не только с целью сокращения сроков службы призывников, но и чтобы эта часть армии (контрактники) исполняла требования, предъявляемые к обороноспособности страны". В словах премьера можно было уловить предвзятое отношение к "правому" проекту реформирования российской армии. Поскольку чуть ли не основной темой обсуждения остается вопрос о сокращении срока службы военнослужащих по призыву, премьер еще больше сгустил краски, сказав, что, по его мнению, "наиболее оптимальный срок - это год службы", однако "решение по сокращению срока службы может быть принято только после тщательной оценки эффективности такой армии".

Кроме этого, Михаил Касьянов особо отметил, что программу необходимо утвердить до июля, чтобы иметь возможность учесть параметры ее исполнения в проекте бюджета на 2004 год. В противном случае военную реформу придется отложить еще на один год, а посему правительству во что бы то ни стало необходимо выбрать один из двух конкурирующих проектов (Минобороны и СПС). Примечательно, что оба проекта разрабатывались при участии Института экономики переходного периода под руководством известного либерала Егора Гайдара, однако выходные данные получились совершенно разными.

Существенные различия между двумя проектами можно свести, во-первых, к стоимости реализации каждого из них и, во-вторых, собственно к срокам перехода на контрактную основу. Так, Министерство обороны планировало запросить на переход к контрактной службе сверх уже утвержденных смет военного бюджета ни много ни мало 134,8 млрд. руб., правые же уверены, что можно уложиться в 91 млрд. руб. И это при том, что ни то что у общества - у депутатов Госдумы не существует надежных механизмов контроля за целевым расходованием средств, выделенных главному военному ведомству страны. Параметры военного бюджета и постатейное распределение средств по-прежнему остаются закрытыми для депутатов. Впрочем, в процессе дебатов Иванов секвестрировал предложенные им ранее расходы на 50 млрд. руб.

Вместе с тем нельзя не отдать должное Сергею Иванову, который провел серьезную работу, дабы популяризировать ведомственный проект реформы. Ведь в отличие от плана правых, которые готовы потратить 80% бюджета на выплаты денежного довольствия военнослужащим (против 50% Минобороны), Иванов предлагает контрактникам и жилье (квартиры для семейных, общежития для холостых), и возможность бесплатного обучения в престижных вузах России. Это же касается и контрактников из стран СНГ, которые по прохождению трехлетней службы в рядах российской армии получат возможность не только учиться в российских вузах, но и получить гражданство РФ. По замыслу Иванова, подобные условия службы будут пользоваться популярностью, что даст возможность сократить срок призыва для российских срочников. Впрочем, это не более чем PR-ход со стороны министра, ибо многие из этих вопросов находятся вне ведения Минобороны.

Что же касается сроков призыва, то оппоненты продолжают оспаривать позиции друг друга. По расчетам Минобороны, срок может быть сокращен только на шесть месяцев, то есть до полутора лет, и только после 2010 года. В 2004-2005 годах на контрактную основу предполагается полностью перевести соединения и воинские части, дислоцирующиеся на Северном Кавказе. Причем денежное довольствие контрактников, проходящих службу в Чечне, должно быть увеличено до 15 тыс. руб. без учета боевых надбавок. В период же с 2004 по 2007 год предлагается перевести на контракт только части постоянной готовности, которые, по мнению специалистов Минобороны, "оказывают существенное влияние на состояние боеспособности страны". Одновременно с этим Минобороны считает целесообразным внести изменения в налоговое законодательство, освободив военнослужащих от уплаты налогов на денежное вознаграждение за участие в контртеррористических операциях, боевых действиях или выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов.

При всем при этом сохраняется обязательный призыв в армию и остаются без изменений его количественные показатели. После шестимесячного пребывания в учебных частях и центрах призывников будут ставить перед выбором: либо подписать контракт на три года, либо остаться рядовым за символическое денежное довольствие при сохранении прежнего срока срочной службы. Напротив, Борис Немцов заявляет о том, что "уже после 2006 года срок призыва может и должен составить до шести месяцев". Он ратует за то, чтобы в России появилась "маленькая мобильная контрактная армия". По замыслу правых, уже в ближайшие годы должно появиться около 400 тысяч контрактников, а переход к профессиональной армии должен произойти уже в 2007 году, что и позволит сократить срок обязательной военной службы. Видимо, исходя из всего этого, лидер СПС заявил, что "если компромисс и возможен, то непонятно, какой".

Минобороны и СПС сошлись лишь в одном - призыв необходимо сохранить даже при полностью контрактной армии, так как России необходимо иметь подготовленный резерв на случай мобилизации. Впрочем, после заседания правительства министр обороны заявил, что в перспективе срок службы по призыву можно будет сократить "с двух лет до одного года". По словам Иванова, сокращение срока службы будет возможно в случае, "если программа будет выполнена к концу 2007 года в полном объеме".

Несмотря на то, что пожелание премьера в целом было выполнено - проект военной реформы в варианте Минобороны принят за основу, - говорить о том, что в России в ближайшее время появится боеспособная армия, преждевременно. До сих пор не решены вопросы, среди которых ключевыми являются: где взять деньги для обеспечения военнослужащих жильем, под какое оружие формируется контрактная армия, что будет делать контрактник после завершения восьмичасового "рабочего дня", наконец, где взять деньги для обеспечения 176 тысяч будущих контрактников. Ответить на все эти вопросы мешает реакционно-настроенный генералитет, мыслящий во многом категориями прошлого века.

Несмотря на весь "популистский винегрет", в словах Бориса Немцова все же есть рациональное зерно - "реформа армии - не генеральское дело, но гражданского правительства, которое должно определить, для чего нужна армия, какие задачи она должна решать". Впрочем, недавнее назначение генерал-майора Александра Бурутина советником президента России, курирующим вопросы ВПК и гособоронзаказа, может рассматриваться в качестве недостающего звена для решения насущных задач военной реформы. Видимо, в последнее время политика президента России стала сводиться к максимальному расширению конфликтного поля в сферах и отраслях, остро нуждающихся в реформировании, но пребывающих в состоянии "разложения" благодаря огромному чиновничьему аппарату.

Реклама