Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 2

Виталий Струговец. Статья. "Комитет по обороне начнет работу не с чистого листа". Стр. 1,3

В этом убежден депутат Государственной Думы четырех созывов генерал-майор авиации Николай Безбородов

Государственная Дума четвертого созыва приступила к законодательной работе. 16 января был сформирован комитет по обороне, который возглавил генерал-полковник Виктор Заварзин. В состав комитета в четвертый раз вошел депутат генерал-майор Николай Безбородов. Он любезно согласился дать интервью "НВО".

Из досье "НВО"

Николай Максимович Безбородов родился в 1944 г. в Карелии. В 1964 г. поступил в Сызранское военное авиационное училище, где готовили вертолетчиков. После окончания с отличием училища оставлен в нем инструктором. Стал военным летчиком первого класса. В 1975 г. с отличием окончил Военно-политическую академию. Служил в вертолетном полку Дальневосточного военного округа. В 1983 г. окончил адъюнктуру Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, кандидат исторических наук. Проходил службу на различных должностях в ВВС. В 1990 г. назначен начальником Курганского высшего военно-политического авиационного училища. Генерал-майор авиации.

- Николай Максимович, удастся ли сохранить в Государственной Думе четвертого созыва, в частности в комитете по обороне, преемственность с прежними созывами?

- Что касается преемственности, замечу, я далеко не единственный член комитета Государственной Думы третьего созыва по обороне, снова получивший депутатский мандат. В новой Думе продолжат работу мои коллеги Юрий Николаевич Родионов, Александр Васильевич Коржаков, Светлана Евгеньевна Савицкая, Михаил Иванович Мусатов...

Но главное, наверное, не в том, кто из прежних депутатов останется работать в комитете, а в пакете законодательных инициатив, которые думский комитет по обороне третьего созыва передает своим коллегам. И этот пакет весьма значителен: 38 законопроектов.

- Какие из них вы бы выделили?

- Законопроекты я бы традиционно разделили на четыре группы. Первая - законодательные инициативы в области военного строительства. Вторая - о воинской обязанности и прохождении военной службы. Третья группа - законопроекты социального плана. И четвертая группа - международная, законопроекты, связанные с ратификацией международных договоров и темой военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Теперь о каждой группе чуть подробнее. Законодательные инициативы в области военного строительства: здесь я бы выделил четыре законопроекта: "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и в Федеральный закон "Об обороне", "О Вооруженных Силах Российской Федерации", "О правовом положении военных учреждений" и "Об использовании высвобождаемого военного имущества".

Первым законопроектом предусматривается предоставить исполнителю государственного оборонного заказа право использовать для выполнения госконтракта внебюджетные средства, которые впоследствии должны быть возмещены ему госзаказчиком. При этом предполагается наделить правительство РФ правом определять цели и порядок использования внебюджетных средств в интересах национальной обороны. Законопроект, уже принятый в первом чтении, внесен лидерами фракций Госдумы третьего созыва Владимиром Пехтиным, Геннадием Райковым и Олегом Морозовым (кстати, все они продолжат депутатскую деятельность и в Думе нового созыва) и поддержан правительством. В связи с этим считаю, что законопроект будет в ближайшее время принят полностью.

О законопроекте" О Вооруженных Силах Российской Федерации" ваша газета уже рассказала довольно подробно. Цель законопроекта "О правовом положении военных учреждений" - создание законодательной базы, определяющей правовой статус военных учреждений как юридических лиц.

Законопроект "Об использовании высвобождаемого военного имущества" также направлен на установление правоотношений, но уже в процессе высвобождения и дальнейшего использования военного имущества. Законопроект определяет полномочия органов госвласти, власти субъектов Федерации, местного самоуправления, министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, а также юридических и физических лиц, участвующих в реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества. Уточню, по самым предварительным подсчетам, только за 5 лет в данной сфере можно получить 1,5 миллиона тонн черного металла, более 200 тысяч тонн цветного металла и около тысячи тонн драгметаллов, в том числе до 20 тонн золота и платины.

К сожалению, на два последних законопроекта Дума получила отрицательные заключения правительства.

- Что может появиться нового в законодательстве о прохождении военной службы?

- В этом блоке в первую очередь я бы назвал законодательную инициативу президента России. Внесенный главой государства и уже принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на изменение некоторых условий прохождения военной службы и отдельных положений, определяющих статус военнослужащих. Прежде всего проходящих службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Законопроект содержит изменения, прямо предусмотренные федеральной целевой программой "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы.

Напомню, что программа вступает в силу с 1 января 2004 года. Что касается остальных законодательных инициатив, то они, в частности, предусматривают обязательность подготовки граждан к военной службе в гражданских образовательных учреждениях, возможность проведения призыва на военную службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера один раз в год, право на предоставление отсрочки от призыва гражданам, имеющим жену, находящуюся в состоянии беременности 26 и более недель или имеющим одного ребенка-инвалида детства старше трех лет и т.п.

Особо хотел бы назвать законопроекты, направленные на решение проблемы противоречия законодательных актов, определяющих статус граждан, проходящих службы в органах внутренних дел, МЧС РФ, ГУИН...

Ваша газета также писала об этой теме, но еще раз напомню, что речь идет о появившейся "замене" военной службы службой в МВД, "пожарных", ГУИН и т.д. Ничуть не отрицая трудностей выполнения служебных обязанностей в вышеназванных службах, отмечу, что они ни в коей мере не могут "замещать" собой военной службы. Убежден, сначала надо отслужить в армии, а уже потом идти работать в милицию или МЧС.

- Наверное, традиционно самый большой блок - социальный?

- Безусловно. Из 38 законопроектов, составляющих на сегодняшний день" законодательный портфель" комитета по обороне, 15 связаны с социальными проблемами. Назову лишь несколько приоритетных.

Во-первых, это законопроект, внесенный правительством России и уже принятый в первом чтении. Законопроектом предусматривается, в частности, предоставление военнослужащим права на бесплатное обучение в государственных вузах и зачет в общий трудовой стаж жен военнослужащих времени, когда они находились со своим мужьями в местностях, где невозможно было устроиться на работу.

Ряд законопроектов связан с проблемами пенсионного и страхового законодательства. Например, по инициативе Московской областной Думы планируется определить порядок пенсионного обеспечения граждан при назначении им пенсии по потере кормильца, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы. По инициативе членов Совета Федерации предлагается распространить существующее сегодня право внеконкурсного поступления в военные вузы детей погибших (умерших) военнослужащих на все государственные высшие учебные заведения.

На рассмотрение депутатов Государственной Думы четвертого созыва будут предложены также уже давно находящиеся на слуху законопроекты "О профессиональных союзах военнослужащих", "О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий" и "Об инвалидах военной службы".

Ваша газета неоднократно писала об этих законодательных инициативах, поэтому говорить подробнее о них не буду.

- И, наконец, международный блок...

- Здесь депутатам будет предложено ратифицировать соглашение между Россией и Узбекистаном о совместном применении Военно-воздушных сил РФ и Войск ПВО и ВВС Узбекистана в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства наших государств. Соглашение, по определению экспертов, создает правовую базу для объединения усилий по обеспечению безопасности воздушного пространства на центральноазиатском направлении, устанавливает порядок совместного применения сил и средств ПВО и ВВС двух государств. Законопроект о ратификации соглашения внесен президентом, и я не сомневаясь в его принятии.

В сфере военно-технического сотрудничества предлагается рассмотреть законопроект, направленный на уточнение и систематизацию понятийного аппарата, используемого в практике ВТС, а также снятии запрета на лизинг продукции военного назначения при осуществлении ВТС.

Порядок последнего предлагается определить президенту страны. В целом могу сказать, что новый созыв Госдумы, новый комитет по обороне начнут работу не с чистого листа и, надеюсь, без долгой раскачки.

Реклама