Парламентская газета, № 196

Андрей Николаев. Статья. Альтернативной службе есть альтернатива. Стр. 1,2

Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" (АГС), принятый более года назад, еще не вступил в силу. Тем не менее в него уже вносятся поправки. О том, почему правовой акт нуждается в корректировке, рассказывает председатель думского Комитета по обороне Андрей Николаев.

Без сомнений, принятие Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" является важнейшим этапом построения правового государства и представляет собой очередной шаг в развитии демократических институтов России.

Но очевидно также и то, что редакция принятого закона представляет собой компромисс между полярными точками зрения на соотношение сроков военной службы по призыву и АГС, на необходимость обоснования наличия у гражданина права на замену одной службы другой, на определение мест прохождения последней и на целый ряд других вопросов.

В том числе и поэтому далеко не все положения закона об АГС, по моему мнению, бесспорны, а сам правовой документ в целом вряд ли можно назвать образцовым.

Готовы ли мы сегодня к реализации закона? Учитывая, что прошло больше года, а мы с вами еще не видим ни одного подзаконного акта, определяющего механизм реализации закона (за исключением Указа Президента Российской Федерации, посвященного специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Мин-обороны России и Минтруду России), - не готовы. Это подтвердили и парламентские слушания "На пути к реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", проведенные еще в весеннюю сессию.

Тогда, в период подготовки к ним, мы направили в регионы обращения с просьбой дать ответы на ряд вопросов. В частности, нас интересовали прогнозы по процентному соотношению количества граждан, которые изъявят желание заменить военную службу альтернативной гражданской, в каких сферах деятельности и на каких должностях планируется использование труда альтернативщиков, каковы отрицательные и положительные стороны экстерриториального и территориального принципов направления граждан на АГС.

Анализ полученных ответов дал весьма противоречивые результаты. Прогнозы по процентному соотношению количества граждан, которые изъявят желание заменить военную службу альтернативной гражданской, колеблются от 0,0002 до 63 процентов. Но стоит учесть, что вплоть до принятия всех необходимых документов эти цифры объективными быть не могут. Многие озабочены отсутствием в конкретизации понятия "убеждения". Что касается экстерриториального и территориального принципов, то здесь тоже не все единодушны: и положительное, и отрицательное отмечается и в том и в другом случае.

Ответы федеральных органов исполнительной власти и вовсе неутешительны: ни один из них, кроме МЧС России, не представил конкретных предложений по тому, как они, ведомства, могут использовать потенциал альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях.

Эта позиция в корне отличается от того, на каких работах видят граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, субъекты РФ. Последние предлагают альтернативщикам должности от грузчиков, санитаров, охранников и кочегаров до программистов, юристов, врачей и учителей.

Таким образом, с сожалением приходится констатировать, что подавляющее количество федеральных органов исполнительной власти, а также и органов субъектов РФ не в полной мере осознают значимость Закона "Об альтернативной гражданской службе", недостаточно четко представляют условия и порядок прохождения гражданами АГС, не видят своей роли в организации этой службы.

Вместе с тем потенциал альтернативной гражданской службы мог бы, бесспорно, способствовать решению кадровых проблем целого ряда нуждающихся в государственной поддержке отраслей экономики и социальной сферы. Разве не нужны в отдаленных селах и деревнях учителя, медработники? В оборонной промышленности средний возраст рабочих - 55 лет. Кто их заменит? Однако ни Минздрав, ни Минобразование, ни Минпромнауки не представили в Госдуму конкретных предложений по реализации закона об АГС.

Лично я считаю, что в перечнях видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, помимо социальной сферы и здравоохранения необходимо предусмотреть прохождение ее в максимально возможном количестве организаций различных сфер и отраслей экономики. И в первую очередь в следующих: оборонно-промышленный комплекс, образование, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экология, система ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включая Государственную противопожарную службу МЧС, уголовно-исполнительная система. При этом не следует ограничиваться должностями, не требующими высокой квалификации и образования. Ведь на АГС пойдут и выпускники вузов.

Теперь о проблемах, которые могут стать препятствием для качественной реализации Закона "Об альтернативной гражданской службе".

Первое. В соответствии с законом граждане проходят АГС, "как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают".

Давайте уточним, что в названной норме говорится о территории субъекта РФ, в котором постоянно проживает гражданин, но вовсе не о месте его жительства. Из чего следует, что направление для прохождения АГС в пределах территории субъекта Федерации, в котором постоянно проживает гражданин, в одном случае может сопровождаться изменением его места жительства, в другом - нет. В равной степени это относится и к случаям направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы области, края, в которых они постоянно проживают. Соответственно данная норма не указывает ни на приоритет направления граждан на АГС вне места жительства, ни на обратный приоритет. А значит, полностью лишена какой-либо практической значимости.

Моя принципиальная позиция - направление граждан на альтернативную гражданскую службу вне места их жительства не может являться самоцелью, а должно осуществляться только в случаях явно выраженной государственной или общественной потребности. Причем соизмеренной с материальными затратами на обеспечение прохождения такой службы.

Второе. Введение института альтернативной гражданской службы, без сомнений, должно сопровождаться кардинальным пересмотром системы оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу.

Комитет Госдумы по обороне и я лично в этом отношении остаемся последовательными в своей позиции. Часть 3 статьи 59 Конституции РФ, являющаяся первопричиной принятия Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", относит к числу случаев, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской, когда его убеждениям или вероисповеданию противоречит не только несение военной службы, но и "иные установленные федеральным законом случаи".

К таким "иным" как раз и относятся случаи, когда гражданин не исповедует какой-либо религии, запрещающей ему прохождение военной службы, и у него нет убеждений, несовместимых с военной службой, но в то же время набор определенных условий может либо не позволить ему проходить военную службу по призыву со всеми присущими ей атрибутами (к примеру, невозможность проживания с семьей на весь период службы), либо относит гражданина к числу тех, чья трудовая деятельность по сравнению с военной службой с государственной точки зрения гораздо эффективнее.

Сегодня же законом в качестве таких "иных" случаев предусмотрены только граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Но, согласитесь, немало и других жизненных ситуаций, когда юношам можно было бы предоставить право проходить АГС. Такими случаями изобилует Закон "О воинской обязанности и военной службе". Наиболее яркий пример - основания для отсрочки от призыва на военную службу по причине работы (службы) граждан в определенных организациях (органах) или по определенным профессиям. Это сельские учителя, врачи и работники почти четырехсот организаций оборонно-промышленного комплекса, сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС, таможенных органов, федеральных органов налоговой полиции, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Это только категории, оговоренные непосредственно законом. Но помимо его имеется целый ряд указов Президента страны, которыми предоставлено право на отсрочку от призыва гражданам по причине их принадлежности к определенным профессиям.

Лично у меня нет сомнений в том, что всем этим категориям отсрочка от призыва предоставлена лишь потому, что они со своим образованием, профессией и специальностью востребованы на другом, не менее важном для общества и государства участке.

Но тогда, согласитесь, это и есть служба, альтернативная военной, то есть альтернативная гражданская служба. Четкое определение ее дано в первом пункте первой статьи закона: альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Учитывая изложенное, становится очевидным, что пересмотр оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу необходим как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Тем более что это было бы справедливо и в отношении самих граждан названных категорий. Судите сами. Или молодому человеку по окончании вуза (22-23 года) до 27 лет необходимо работать в соответствующих организациях (к примеру, сельским учителем) 4-5 лет. Или, если это будет альтернативной гражданской службой, тот же гражданин, имея высшее профессиональное образование, должен будет отработать сельским учителем лишь 21 месяц - менее 2 лет!

Третье. В связи с тем, что принятие Закона "Об альтернативной гражданской службе" не было синхронизировано с масштабным внесением соответствующих изменений и дополнений в другие законодательные акты, регламентирующие так или иначе связанные с АГС правоотношения, вступление его в силу неминуемо создаст вакуум в комплексном правовом обеспечении организации прохождения гражданами альтернативной гражданской службы. В частности, остался не решенным вопрос о формах и способах использования граждан, проходящих АГС, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время. Подобный правовой вакуум недопустим и требует устранения.

Четвертое. Статьей 24 Закона "Об альтернативной гражданской службе" одновременно предусмотрено и зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас Вооруженных сил и освобождение их от военных сборов.

Эти нормы не лишены внутреннего противоречия. Основной целью создания запаса является формирование мобилизационного ресурса, а военные сборы проводятся для поддержания необходимой готовности такого ресурса к военной службе по мобилизации.

Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу и пребывающие в запасе, от призыва на военную службу по мобилизации не освобождены. Таким образом, очевидно, что граждане, зачисленные в запас, должны проходить и военные сборы, а если они автоматически освобождаются от военных сборов, то нет никакого смысла и зачислять их в запас.

Пятое. Часть вторая статьи 328 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы, в действующей редакции не позволяет в полной мере охватить все способы уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы, так как попросту их не содержит. Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы - необходимая составляющая механизма функционирования этого института. Учитывая это, необходимо скорейшее внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс .

Имеется и еще целый ряд проблем, требующих своего решения.

Как я вижу их разрешение? О некоторых шагах уже сказано. Кроме того, убежден, необходимо также как можно скорее активизировать деятельность соответствующих структур, прежде всего органов внутренних дел и прокуратуры, по привлечению граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, к установленной ответственности. В условиях введения в России института альтернативной гражданской службы уклонение от призыва на военную службу не может быть объяснено никакими обстоятельствами.

Реклама