Век, № 14

Владимир Римский. Статья. Рядовые больничных палат. Стр. 3

Государственная дума РФ приняла в первом чтении правительственный вариант законопроекта об альтернативной гражданской службе, содержащий в числе прочих нормы о четырехгодичном общем сроке такой службы и о том, что призывник обязан доказывать свои пацифистские убеждения.

Как известно, в первом чтении обсуждались три варианта законопроекта об АГС. Однако депутатские варианты законопроектов об альтернативной гражданской службе практически не имели шансов принятия в первом чтении. Да и правительственный проект обращал на себя внимание массой недоработок и спорных мест. И все же маловероятно, что в него будут внесены сколько-нибудь существенные поправки во втором или третьем чтении. Ситуация вокруг закона об АГС, вызвавшего столько дискуссий в прессе и обществе, как ни парадоксально, устраивает и депутатов, и правительство, и Министерство обороны — в общем, всех заинтересованных лиц, за исключением разве что рядовых граждан.

Депутаты с легкостью предлагают малореальные нормы законопроектов, поскольку не они, а правительство будет отвечать за их реализацию. Поэтому председатели профильных комитетов Государственной думы РФ на пленарном заседании высказались за правительственный законопроект. Парламентарии явно надеются решить свои политические проблемы, выдвигая альтернативные законопроекты без шансов на принятие, зато “перспективные” с точки зрения шума в прессе. По-видимому, именно это заставило некоторых депутатов требовать с думской трибуны, чтобы от призыва в армию в России отказались навсегда и немедленно перешли на контрактную службу, или утверждать, что принятие закона об АГС заставит Генеральный штаб прекратить дедовщину и навести порядок в воинских частях. Российские реалии в ближайшее время не позволяют заменить призыв контрактом. Подобные обещания без финансового и законодательного их обеспечения скорее всего следует расценивать как политический популизм, необходимый в предвыборной борьбе, но не для решения государственных проблем.

Правительству внесенный им вариант законопроекта об АГС позволит решить некоторые политические проблемы: отсутствие продвижения военной реформы оно попытается компенсировать принятием именно такого закона.

Правительственный законопроект представлял министр труда и социальной защиты Александр Починок, поскольку именно его министерство планируют сделать ответственным за исполнение положения об АГС, разработанного на основе закона. Таким образом, в нашей стране продолжается практика принятия законов непрямого действия, нормы которых не могут быть исполнены без соответствующих министерских инструкций. А раз так, то и наши законодатели в свою очередь не продумывают, как будут действовать нормы законопроектов после их принятия, не требуют, чтобы авторы таких документов представляли в Госдуму вместе с ними хотя бы основные положения соответствующих министерских инструкций. В результате нормы законов могут быть фактически любыми: действовать все равно будут не они, а нормы положений. Именно поэтому правительство так спокойно отнеслось к внесению в Государственную думу РФ явно не доработанного законопроекта.

Все три законопроекта об альтернативной гражданской службе, представленные на обсуждение в первом чтении, являли собой варианты конъюнктурных решений проблем их авторов. Победа правительственного варианта показала, что в современной ситуации его позиции сильнее, чем позиции любых депутатских фракций, групп и объединений. И только граждане снова остались без решения своих наболевших проблем, потому что лоббировать их интересы оказалось некому. Депутаты, пусть во многом формально, но подотчетны избравшим их гражданам, а вот правительство будет отчитываться перед “дорогими россиянами”, только если само того захочет.

Главной задачей обсуждаемых в настоящий период законопроектов об альтернативной гражданской службе стало описание основных принципов реализации права граждан на нее, процедур направления на нее, ее прохождения и возможных последствий использования гражданами этого права. Все это вопросы не политические — политически вопрос уже решен включением соответствующего права непосредственно в текст Конституции РФ. В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции РФ граждане имеют право замены военной службы альтернативной гражданской, в случае если их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы. В той же части 3 статьи 59 Конституции РФ указывается, что федеральный закон может устанавливать и другие случаи замены военной службы альтернативной гражданской. Поскольку в России Конституция является законом прямого действия, принципиально вопрос об альтернативной гражданской службе следует считать решенным в момент ее принятия, т. е. в декабре 1993 года.

Проблема альтернативной гражданской службы может рассматриваться как политическая в первую очередь в связи с необходимостью проведения в России военной реформы. Но принятие закона об альтернативной гражданской службе ни на шаг в этом направлении никого не продвинет, поскольку будет регулировать гражданские отношения между призванными на нее и их работодателями. Кроме того, даже если допустить, что юноши, имеющие право на альтернативную гражданскую службу, будут призваны на военную службу, они вряд ли стали бы полноценными воинами, способными с оружием в руках обеспечивать оборону и безопасность страны.

Параллельно с обсуждением альтернативной гражданской службы имеет смысл обсуждать социальные и иные аспекты концепции военной реформы. Многие проблемы обороны и безопасности страны, а также личные проблемы юношей призывного возраста были бы решены, если бы служба в Вооруженных силах РФ была организована иначе. По мнению экспертов, снизить уровень неуставных отношений (дедовщины) в Вооруженных силах РФ помогли бы такие нормы законов (которые, безусловно, должны быть обеспечены финансами), как ужесточение наказаний, в том числе и уголовных, за случаи неуставных отношений среди военнослужащих; постоянное нахождение офицеров среди своих подчиненных, служащих по призыву; постепенный переход к службе по территориальному принципу, который действует в большинстве стран мира, с еженедельными отпусками военнослужащих или их посещениями родителями и другими родственниками; формирование взводов и рот из призывников одного возраста, проживающих на одной территории, их обучение до призыва и направление на службу, как правило, в составе тех подразделений, которые уже сложились в период допризывной учебы; постепенный перевод Вооруженных сил на бытовое обслуживание военнослужащих с помощью гражданского персонала на коммерческой основе с одновременным сосредоточением военнослужащих на ежедневной боевой учебе; не запрещающие, а по возможности способствующие обучению в заочной форме военнослужащих в высших и средних специальных учебных заведениях в период службы по призыву и некоторые другие.

Эти нормы не сняли бы полностью проблемы военной службы, но способствовали бы их решению, одновременно снижая актуальность альтернативной гражданской службы, — то, что больше всего тревожит Генеральный штаб и Министерство обороны РФ. Альтернативная гражданская служба не в состоянии решить и социальных проблем, поскольку призванных на такую службу было и будет не слишком много. Закон об АГС должен решать исключительно проблемы своей области. Но при упрощенном, популистском подходе к нормам этого закона могут возникнуть проблемы в других областях. В частности, альтернативная гражданская служба имеет определенный элемент принудительности, а ведь в России, как и в большинстве стран мира, принудительный труд запрещен. Юридически несовершенное описание статуса гражданской службы в этой части может привести к весьма перспективным судебным искам, исполнение которых потребует отмены такого статуса у конкретных лиц. Наверное, трудно придумать худшую дискредитацию нового закона. Поэтому вряд ли следует считать справедливым суждение о том, что лучше принять любой, даже не очень совершенный закон об альтернативной гражданской службе, чем не принимать никакого.

Реклама