Независимое военное обозрение, № 6 , приложение к “НГ”

Салават Сулейманов. Статья. Закон об альтернативной службе не идеален. Стр. 1,3

Его подправит практика, считает генерал-полковник Эдуард Воробьев

- ЭДУАРД Аркадьевич, проект закона об альтернативной службе сегодня у всех на устах. Даже чувствуется какой-то ажиотаж, не так ли?

- Закон об альтернативной гражданской службе (АГС) необходим для нашего общества по нескольким причинам. Первая причина: он реализует конституционное право каждого молодого человека, поскольку в соответствии с Конституцией РФ, которая является законом прямого действия, указано, что гражданину предоставляется право на АГС в том случае, если его убеждения или вероисповедание, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях, противоречат исполнению обязанностей военной службы. Вторая: закона об АГС нет, призывники обращаются в суд. Судебные органы, не имеющие до сих пор законодательной базы для разрешения этой коллизии, в одной и той же ситуации принимают разные решения, что, конечно же, поднимает "градус" напряжения в обществе. Третья причина: в России появилась категория молодых граждан, которая не хочет ни военной, ни альтернативной службы. Они просто спекулируют на этом. И когда появится такой закон, то почва для спекуляций просто исчезнет. И, наконец, вступая в соответствующие международные институты, Россия взяла на себя определенные обязательства, в том числе принять и закон об АГС.

- На ваш взгляд, справедливы ли те многочисленные упреки в адрес военных комиссариатов?

- Дважды в год, с началом призывной кампании, наше общество напрягается. Начинаются разговоры о том, что якобы военные комиссариаты не предоставляют возможности реализовать конституционное право граждан России. Законопослушные военные комиссары, а я встречался со многими в различных регионах России, зачастую просто не знают, как себя вести в этом случае. Они признают, что приходится откровенно нарушать закон, так как "зажаты" отсутствием соответствующей законодательной базы.

- 14 февраля состоялось заседание комиссии под руководством заместителя председателя правительства России Ильи Клебанова, где эксперты обсуждали законопроект. Какие коллизии возникали?

- Депутаты Госдумы - авторы законопроекта (Г.Арбатов, Л.Баранников, Ю.Рыбаков, Э.Воробьев) считают, что гражданин, изъявивший желание проходить альтернативную гражданскую службу (альтернативщик), должен представить в призывную комиссию соответствующие документы, перечень которых прописан в законе. А призывная комиссия, обращаясь в любые официальные инстанции, которые считает нужным: общественные организации, правоохранительные органы, конфессии, - проверяет истинность мотивации заявителя. Наши оппоненты вкладывают другой смысл в этот принцип. Они считают, что альтернативщик должен доказывать истинность своих убеждений перед комиссией, представив соответствующие документы. В отношении принципа, по которому будет определяться вариант службы, компромисс был достигнут - его назвали доказательно-заявительным. Позиции сближены как по содержательной части, так и по перечню документов, представляемых на призывную комиссию. Хотя у сторон и осталось свое понимание содержания этого принципа.

- Почему не согласован вопрос о максимальном сроке альтернативной службы?

- Было принято решение этот вопрос не обсуждать. Есть, конечно, мировой опыт. Обращаясь к нему и анализируя его, мы знаем, что возраст с 18 до 22 лет - это годы социального становления. Молодой человек определяется в жизни: то ли ему учиться и, например, становиться ученым, то ли идти работать. Поэтому многими представителями общественных организаций и религиозных конфессий четыре предполагаемых года альтернативной гражданской службы расценивается как наказание за убеждения или вероисповедание. Это может поставить многих граждан в неравные условия.

Есть мнения, а к ним нельзя не прислушаться, о том, что слишком большой срок альтернативной службы будет способствовать увеличению числа уклонившихся от службы вообще. В данном случае ссылаются на то, что нигде нет четырехлетнего срока АГС. Да, есть государства, в которых срок альтернативной службы в два раза больше срока военной службы. Но в этом случае срок военной службы, как правило, не превышает 24 месяцев. А в целом мировая тенденция такова - сроки альтернативной и военной службы сближаются. В немецком обществе труд альтернативщиков ценится выше, чем военная служба. Поэтому там разница между альтернативной и военной службой всего 3 месяца.

Окончательное решение будет за депутатами. Я не исключаю того, что сроки будут изменены. Надо найти "золотую середину". С одной стороны, может случиться так, что закон будет принят, а на альтернативную гражданскую службу никто не пойдет из-за слишком больших ее сроков. С другой, я уже говорил это, закон не должен быть лазейкой для уклонистов.

- По какому принципу - территориальному или экстерриториальному - будет определяться место прохождения альтернативной службы?

- В законопроекте прописано, что альтернативщики будут проходить службу по смешанному принципу. Правительство определит органы исполнительной власти, которым будет разрешено принимать на службу альтернативщиков, и определит должности (например, министерства здравоохранения или лесного хозяйства). Далее будет собрана информация по всем регионам России как о количестве вакансий, так и о количестве альтернативщиков. Вместе с тем в законопроекте прописано, что в первую очередь будут укомплектованы вакантные должности по месту постоянного проживания.

- Будет ли иметь право альтернативщик заниматься другой, помимо учебы, деятельностью?

- Нет. В законопроекте указано, что альтернативщик не имеет права отказываться от той должности, которую ему предложат. Гражданам, проходящим альтернативную службу, будет запрещено занимать руководящие посты и заниматься предпринимательской деятельностью.

- Какие виды ответственности предусмотрены за те или иные нарушения в ходе прохождения альтернативной службы?

- В отношении альтернативщиков будет действовать российский КЗОТ. А за те или иные нарушения предусмотрены все виды ответственности: административная, дисциплинарная, материальная и уголовная. Например, не прибыл к месту работы в течение четырех часов - это прогул. И альтернативщик будет отрабатывать его за счет увеличения срока службы. Кроме того, важный момент состоит в том, что будет переходный период после принятия закона, для того чтобы разработать проект положения о прохождении АГС.

- До какого срока будет установлен переходный период?

- Мы полагаем, что такой период будет до 2004 года. Это связано с тем, чтобы принять положение о прохождении АГС и адаптировать его к условиям регионов, определить орган исполнительной власти, который будет нести ответственность за исполнение этого закона с того момента, когда призывная комиссия определит молодого человека на альтернативную гражданскую службу.

- У вас не вызывает обеспокоенности то, что не отработан механизм реализации закона, особенно в части, касающейся принципа доказательности?

- Решение о направлении на альтернативную службу будет принимать призывная комиссия. Сложность состоит в том, что нет объективных критериев доказательности. Поэтому количество судебных дел, если альтернативщик не согласится с решением, может возрасти, но ненамного. Многое будет зависеть от того, насколько выполнение закона, особенно на первом этапе, будет находиться под контролем, с одной стороны, представителей исполнительной и законодательной власти, с другой - общества. Тогда, думаю, и отработается механизм реализации этого закона. Конечно, в закон об альтернативной гражданской службе будут вноситься изменения, потому что, каким бы он хорошим ни был, это теоретический документ. И только практика сможет его подправить.

Реклама