Парламентская газета, № 11

Игорь Наумов. Статья. Виктор Озеров: Будущее - за профессиональной армией. Стр. 3

У Вооруженных сил России сегодня немало проблем. Как они решаются? Какие задачи в связи с этим стоят перед законодательной властью? Наконец, какой наша "непобедимая и легендарная" армия станет уже в ближайшие годы? - на эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

- Виктор Алексеевич, о военной реформе разговоры идут давно, ну а каковы реальные дела?

- Реформа начинает набирать обороты, хотя многое еще находится в "пеленочном" состоянии. Тем не менее уже сегодня мы видим некоторые положительные результаты. Оживилась боевая учеба. Только за последние месяцы проведены масштабные учения ВМФ, успешно выполнены пуски ракет стратегического назначения и бомбометание стратегической авиации. Реализован целый ряд мероприятий по повышению мобилизационной готовности государства. Впервые за последнее десятилетие проведены учения с боевой стрельбой в частях Сухопутных войск.

- Какие задачи стоят в связи с этим перед Федеральным Собранием?

- В октябре и ноябре прошлого года состоялись два совещания руководящего состава Вооруженных сил, в которых принял участие Президент России. На них глава государства и Верховный главнокомандующий однозначно заявил: время дискуссий о необходимости проведения преобразований в военной сфере прошло. Российскому обществу и государству не завтра, а уже сегодня нужны Вооруженные силы, которые надежно обеспечат безопасность страны.

Как мне кажется, определяющую роль здесь должен сыграть подготовленный Министерством обороны документ, определяющий актуальные задачи развития армии. В нем учтены новейшие тенденции, происходящие в военном сегменте, обобщен опыт войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия. Документ выдвигает на первый план: сохранение и совершенствование потенциала стратегических сил сдерживания; наращивание количества соединений и частей постоянной готовности; совершенствование оперативной и боевой подготовки войск, системы комплектования армии и флота; выполнение программ модернизации вооружения и военной техники; повышение качества военной науки и военного образования и, конечно же, социального обеспечения военнослужащих, патриотического воспитания и морально-психологической подготовки.

Деятельность парламента на ближайшую перспективу вытекает из задач, поставленных Президентом, в том числе изложенных в Послании Федеральному Собранию. В этой части мы ясно осознаем серьезную ответственность, которая ложится на законодателей, так как особое место в реформировании оборонного сектора государства занимает "военный пакет" нормативных правовых актов.

Комплектование Вооруженных сил России на профессиональной основе будет проходить, как вы знаете, в сухопутных, воздушно-десантных войсках, в морской пехоте, а также во внутренних и пограничных войсках и должно быть завершено в 2007 году. В этой связи стоит конкретная задача - на законодательном уровне отразить новые принципы комплектования войск на добровольной (контрактной), профессиональной основе и предусмотреть социальные гарантии военнослужащим.

Отмечу, что сегодня в соответствии со стратегией правового обеспечения военной реформы уже принят ряд важнейших нормативных правовых актов. Это федеральные конституционные законы "О военном положении" и "О чрезвычайном положении", Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" и другие.

- Над чем предстоит работать в первую очередь?

- Нуждается в совершенствовании Закон "Об обороне". В нем прежде всего следовало бы уточнить управляющие и координирующие функции различных организационных структур в оперативном управлении Вооруженными силами. Во-вторых, необходимо активизировать работу по принятию закона "О Вооруженных Силах Российской Федерации", который определит структуру военной организации нашего государства. В-третьих, назрела объективная потребность в принятии федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на разрешение проблем комплектования воинских частей. Наконец, потребуются изменения и дополнения в законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ", "Об органах Федеральной службы безопасности РФ", "О статусе военнослужащих".

- И как долго придется готовить и принимать такое большое количество нормативных правовых актов?

- Сроки законотворческого процесса, как показывает опыт, могут быть сокращены. На принятие первоочередных законов, на мой взгляд, понадобится около полугода, а дальнейшая работа может вестись в рамках действующего законодательства.

- Одним из вопросов ведения Комитета, который вы возглавляете, является национальная безопасность России. Несколько слов о перспективах законотворчества в этой сфере.

- Этот вопрос постоянно находится в центре внимания нашего Комитета и в целом Совета Федерации. Работа ведется серьезная. Мониторинг законодательной основы безопасности нашего Отечества выявил отсутствие в ней целостности и системности. Следует признать, что противоречия и декларативность отдельных положений законов, регулирующих сферу национальной безопасности, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.

Назрела необходимость в разработке новых законов, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам: противодействия угрозам территориальной целостности страны; экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом, экстремизмом.

- Что сдерживает переход Вооруженных сил на новые принципы комплектования?

- Основные причины, тормозившие реформы, остались в прошлом. Принята Федеральная целевая программа по переходу к комплектованию контрактниками ряда соединений и частей. В течение четырех лет на эту основу будут переведены 147 тысяч должностей солдат и сержантов. В итоге в Вооруженных силах будет 244 тысячи солдат и сержантов, выбравших армейскую службу своей профессией, что позволит срок службы призывного контингента сократить до одного года.

Сейчас важно обеспечить финансирование этой программы. Считаю, что удалось рационально наполнить военную часть бюджета 2004 года. В этой ситуации члены нашего Комитета ставят перед собой цель вести мониторинг его исполнения.

- Осуществимы ли поставленные задачи? Что-то очередей в военкоматах из желающих заключить контракт не видно.

- К сожалению, это так. Хотя к этому нам надо стремиться. Возобладать должен принцип: не набирать в армию всех и каждого, а отбирать лучших. Да, действительно, пока очередей в военкоматах не наблюдается. Нет надобности подробно говорить о том, что без обеспечения высокого престижа службы, социального и правового статуса людей в погонах разговоры о профессиональной армии останутся пустым звуком.

- Как вы относитесь к идеям сократить службу в армии до шести месяцев или ликвидировать срочную службу вообще?

- Мировой опыт показывает, что будущее за Вооруженными силами, укомплектованными на профессиональной основе. Но, учитывая специфику Российской Федерации (огромная территория, большая протяженность границ, ограниченные возможности бюджета), отказываться от всеобщей воинской обязанности нецелесообразно. Вокруг этого много споров. Основной темой остается вопрос о сокращении срока службы военнослужащих по призыву. Наше глубокое убеждение: оптимальным сроком службы по призыву является один год, что и планируется ввести с 1 января 2008 года.

- Что необходимо предпринять, чтобы навести порядок в армии, избавив ее от того, что больше всего пугает молодых людей и их родителей, от дедовщины?

- Реформирование Вооруженных сил как раз и направлено на наведение порядка в широком смысле этого слова. Дедовщина - это лишь пик айсберга армейских проблем. Болезнь глубже и шире. Как показывает личный офицерский опыт, бороться с метастазами этой болезни непросто. В этой части для меня достаточно примитивно звучат утверждения, что введение шестимесячного срока службы по призыву покончит с неуставными взаимоотношениями.

Ошибочно думать, что корни болезни лежат в армии. Процессы, происходящие в Вооруженных силах, являются зеркальным отражением ситуации, которая сложилась в обществе. Разве армия виновата, что у молодежи отсутствует должное образование? Или возьмем издержки воспитания. А пропаганда культа силы и другие общественные пороки (алкоголь, наркотики)? Подобные явления в разной степени свойственны не только армейским, но и другим коллективам. И раз это так, раз проблема комплексная, то и заниматься ее решением надо, как говорится, всем миром.

Реклама