Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 41

Владимир Евсеев. Статья. Благие пожелания и суровая реальность. Многие офицеры считают, что реформа в Вооруженных силах России не только не закончилась, а даже и не начиналась. Стр. 1,2

СОСТОЯВШЕЕСЯ в начале октября расширенное совещание в Минобороны РФ с участием президента Владимира Путина произвело крайне неоднозначное впечатление как на военнослужащих, так и на население страны. По утверждению министра обороны Сергея Иванова, процесс реформирования ВС закончился, а все существующие проблемы - временное явление, которое будет преодолено к 2007-2012 гг. Так ли это и нет ли здесь самообмана? Давайте разберемся вместе.

Материальное и социальное положение военнослужащих опустилось на крайне низкий уровень. Все последние повышения их денежного содержания либо сопровождались отменой льгот, либо не превышали существующий уровень инфляции. Все это усиливает отток из ВС офицерских кадров в возрасте до 30 лет, крайне затрудняет отбор для Минобороны квалифицированных специалистов.

Авторитет воинской службы постоянно падает, а в обществе нарастает негативное отношение к Вооруженным силам. Как следствие этого, значительная часть призывников не желает идти в армию, используя для этого как созданную систему отсрочек от службы, так и коррумпированность руководства многих военкоматов. Предложение Минобороны по значительному сокращению таких отсрочек, в первую очередь для студентов вузов, только серьезно ухудшит ситуацию и неминуемо скажется на уровне подготовки отечественных специалистов.

Руководство Минобороны заявляет, что численность ВС достигла оптимального состава и в ближайшие годы существенно меняться не будет. В долгосрочной перспективе сохраняется смешанная, контрактно-призывная система комплектования. Через пять лет на контрактную систему перейдет четверть (140 тыс.) от общей призывной базы в России. Так ли это?

На деле в очередной раз идет игра цифрами. Можно предположить, что в настоящее время в Вооруженных силах РФ имеется 600 тыс. рядового и сержантского состава. Из них 130 тыс. контрактников и 470 тыс. призывников. Минобороны планирует набрать с 2004 до 2007 гг. 140 тыс. контрактников, но это, во-первых, не уменьшит в два раза число призывников, во-вторых, ввиду относительно невысокой заработной платы и тяжелых социальных условий часть из них расторгнет контракт (не будет продлевать), что наглядно показал эксперимент в 76-й дивизии ВДВ. В результате число контрактников в ВС РФ к концу 2007 г. вряд ли превысит 200 тыс. человек, то есть увеличится всего на 70 тыс., а для этого требуют выделения 70 млрд. рублей из бюджета РФ. Существуют пути гораздо более эффективного использования бюджетных средств.

Согласно президентскому Посланию Федеральному собранию РФ, а также в соответствии с разработанной Федеральной целевой программой по первоочередному переходу на контракт частей постоянной боевой готовности ВС РФ, c 2003 по 2007 год на контрактный принцип комплектования будут переведены 155,3 тыс. военнослужащих частей постоянной боевой готовности в морской пехоте, ВДВ, сухопутных войсках, экипажи РПК СН (всего 131,6 тыс. человек), а также части пограничных, внутренних и железнодорожных войск, Спецстроя России (остальные 23,7 тыс.).

При переходе полностью на контрактную армию необходимо закладывать совершенно иной принцип. Существуют отдельные рода войск, такие как РВСН, ВКС, морские и авиационные СЯС. Боеготовность таких частей и соединений является обязательной, иначе потребность в них просто отпадает. Но почему-то в программе реформирования ВС не заложен первоочередной перевод их на контрактную основу, за исключением подводного флота. Кроме этого, имеются и другие виды войск с относительно малым количеством призывного состава: ВВС, ВМФ. Правильная эксплуатация сложной техники требует продолжительного обучения и длительных практических навыков. Здесь должны служить только профессионалы. Что касается родов и сил войск общего назначения, то по масштабам прогнозируемых угроз полностью или повышенной боеготовностью должен обладать всего один корпус сил быстрого развертывания в составе двух дивизий сухопутных войск и ВДВ или соответствующего количества полков и бригад и приданных им сил ВВС и ВМФ.

Одна из главных причин столь удручающего положения в российских ВС - избыточная численность военнослужащих. Выполненные расчеты показали, что при сохранении нынешнего уровня их финансирования ВС РФ должны быть сокращены до 700-800 тыс. военнослужащих. Только в этом случае удастся перейти к массовым закупкам вооружений и военной техники, а к 2015 г. - полностью перевооружить армию и флот. В настоящее время 70% финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета, тратится на текущее содержание ВС, качественный сдвиг возможен только при уменьшении этой величины до 50%. Крайне незначительные объемы закупок вооружений и военной техники неблагоприятно сказываются на состоянии отечественного оборонно-промышленного комплекса. Большинство предприятий вынуждены резко увеличивать выпуск продукции гражданского назначения, лавинообразно нарастает количество потерянных технологий. В результате может возникнуть ситуация, когда появятся деньги, а производить военную продукцию будет уже некому.

Одна из острейших проблем - обеспечение военнослужащих жильем. Руководство Минобороны старается не замечать негативную тенденцию сокращения объемов строительства жилья для военнослужащих за счет средств федерального бюджета. Так если в 1999-2000 гг. военнослужащие получали около 28-29 тыс. квартир ежегодно, то уже в 2003 г. объем уменьшился до 23 тыс. квартир, в проекте 2004 г. - всего 13,5 тыс. квартир. Хотя только для стабилизации количества нуждающихся в жилье военнослужащих и недопущения роста их числа в 2004 г. Минобороны России должно выделить не менее 30 тыс. квартир. В результате количество бесквартирных военнослужащих постоянно растет и уже превысило 170 тыс. человек.

Программа "Государственные жилищные сертификаты" работает крайне неудовлетворительно и является источником коррупции. Шестимесячный срок действия сертификатов явно недостаточен, особенно для военнослужащих из отдаленных гарнизонов. Выделяемые по сертификату финансовые средства не позволяют купить положенное по законодательству жилье, поэтому приходится либо идти на различные "схемы" его обналичивания, либо доплачивать значительные суммы. Тем не менее эта программа является основным источником обеспечения жильем увольняемых военнослужащих и практически единственным источником получения жилья гражданами, уволенными с военной службы. Значительное уменьшение объемов выпуска сертификатов в 2004 г. не позволит своевременно обеспечить жильем увольняемых военнослужащих. В настоящее время граждане, уволенные с военной службы, стоят в очереди на получение жилья в субъектах РФ по 10 лет и более.

Аналогичная ситуация сложилась и со служебным жильем. В военных городках проживает большое количество как бывших военнослужащих и членов их семей, так и местного населения. Возможности руководителей воинских частей по их отселению крайне ограничены ввиду незначительности выделяемых на эти нужды финансовых средств. В ближайшие годы положение еще больше осложнится для частей постоянной боевой готовности, так как придется строить служебное жилье для контрактников рядового и сержантского состава.

Анализ вышеприведенного убедительно показывает, что реформа в ВС страны не только не закончилась, а даже и не начиналась. Именно поэтому группа бывших военнослужащих решила создать межрегиональную общественную организацию "Офицеры за военную реформу". В настоящее время образованы два филиала организации (г. Москва и Московская область) и идет процесс оформления документов в Минюсте РФ.

Организация создается в целях объединения офицеров и бывших военнослужащих для содействия государственным, законодательным и исполнительным органам страны и общественным структурам в проведении эффективной реформы Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса.

Основные направления деятельности организации:

- содействие в формировании концептуальных положений и проектов программных документов по направлениям реформирования ВС РФ;

- разработка предложений по формированию гражданского контроля, максимально открытого военного бюджета, совершенствованию структуры Вооруженных сил, реально достижимым этапам перехода на контрактную воинскую службу;

- формирование предложений по приоритетным сферам оборонно-промышленного комплекса, требующим безотлагательной поддержки в целях оснащения ВС современными и перспективными образцами и системами вооружения и военной техники;

- проведение научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий;

- ознакомление общественности страны с результатами своей деятельности через средства массовой информации;

- установление и развитие связей с заинтересованными общественными и деловыми кругами России и других стран;

- проведение независимых исследований и практических разработок, способствующих развитию и функционированию законодательства в сфере реформирования ВС РФ и другие направления.

Реклама