Независимое военное обозрение, № 26 , приложение к “НГ”

Вячеслав Баскаков. Статья. Обиженные среди ущемленных. Стр. 4

То, что наука у нас, в России, все последние годы в буквальном смысле слова бедствует, а ученые получают просто гроши, - общеизвестно (например, заработная плата доктора наук - бюджетника по-прежнему в 2-3 раза меньше, чем у водителя автобуса или троллейбуса). Однако еще более ущемлены военная наука (под этим термином мы будем понимать научно-исследовательскую деятельность в организациях Минобороны РФ), военные ученые. Они испытывают своего рода правовую дискриминацию даже по сравнению со своими во многих отношениях ущемленными гражданскими коллегами. Примеров этому можно привести массу. Вот наиболее характерные из них.

1. Все гражданские ученые страны при занятии должностей, предполагающих определенную научную квалификацию сотрудника, получают с 1 января 2001 г. надбавку к должностному окладу за ученую степень доктора наук в размере 500 руб., за ученую степень кандидата наук - 300 руб. В то же время ученым-военнослужащим надбавка за ученую степень доктора наук определена в размере 25% от штатно-должностного оклада; за ученую степень кандидата наук - 10%. Поскольку штатно-должностные оклады ученых-военнослужащих, занимающихся научной или педагогической деятельностью, находятся в большинстве своем в пределах от 800 до 1200 руб. в месяц, нетрудно подсчитать, что доплата за ученую степень военному исследователю примерно в 2-3 раза меньше, чем гражданскому.

2. Ученые некоторых отраслевых академий (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования и др.) получают из бюджета страны надбавки к зарплате за звания действительного члена (28 МРОТ) и члена-корреспондента (14 МРОТ). Между тем для академиков и членов-корреспондентов такой же, по сути, отраслевой академии, как Российская академия ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), подобные надбавки не предусмотрены.

Получается, что ученые РАРАН, в основном военнослужащие или бывшие военнослужащие, вроде бы как люди второго сорта, не приносящие своему Отечеству какой-либо значимой пользы. Хотя, например, освоение космоса и создание нашего ракетного щита, к чему приложили свои знания и опыт ученые РАРАН, при всех потрясениях и бедах страны еще продолжают существовать, еще конкурентоспособны, приносят РФ немалые деньги, не говоря уже о том, что удерживают за ней статус великой державы, не позволяют пока ущемлять или игнорировать ее интересы на международной арене.

3. В постановлении правительства РФ # 543 "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" предписано: "Установить с 1998 года для научных работников, имеющих ученую степень и работающих на постоянной основе в научных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, ежегодную компенсацию в 10-кратном размере МРОТ для приобретения научной литературы и оплаты научно-информационных услуг, в пределах средств, выделенных указанным органам из федерального бюджета на НИР и ОКР".

Однако для ученых научно-исследовательских организаций и вузов, подведомственных Минобороны, которое, как любое министерство, является федеральным органом исполнительной власти, на вышеуказанные цели средства из федерального бюджета не выделяются.

4. При исчислении размеров пенсий ученым-военнослужащим, надбавки к окладам за ученые степени и ученые звания в расчет не входят. Необходимо внести поправку в статью 43 Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (1993 г.), учитывающую при исчислении размера пенсии военнослужащим, кроме оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и стоимости продовольственного пайка, еще и надбавку за ученую степень и ученое звание.

Кроме всего прочего, ученые научно-исследовательских организаций (НИО) и научных подразделений вузов Минобороны подвергнуты дискриминации внутри своего ведомства по сравнению с профессорско-преподавательским составом (ППС) организаций МО. Это, в частности, неравнозначная оплата труда ученых с одинаковой научной квалификацией (работа преподавателя оценивается в полтора раза выше).

В некоторых руководящих органах бытует мнение, что увеличение окладов научных сотрудников ввузов до уровня окладов ППС повлечет необходимость увеличивать оклады и научных сотрудников НИО. То есть, чтобы устранить эту несправедливость, в принципе потребуются, дескать, немалые средства. Все это не может служить оправданием многолетнему существованию данной дискриминации научных сотрудников. Ибо известно, что тот, кто хочет решить проблему, - ищет способы это сделать, а тот, кто не хочет, - лишь приводит причины, якобы мешающие делу. Между тем один из способов поднять оклады научным сотрудникам НИО, не увеличивая бюджетных ассигнований по данной статье, лежит на поверхности.

Как известно из практики, при стабильном, например годовом, объеме задач штат любого НИО можно через 2 года безболезненно сократить на 20-25%. По нашим подсчетам, чтобы поднять оклады научных сотрудников НИО до уровня ППС ввузов, штат организаций необходимо сократить всего лишь на 15-17%. Ради такой благой цели руководство НИО само внесет на сей счет конструктивные предложения. Естественно, что при повышении объема задач НИО, штаты должны быть увеличены в процентном отношении в соответствии с долей повышения объема задач.

В заключение можно сказать следующее. В свете последних установок, выдвигаемых высшим руководством страны, когда провозглашается построение правового государства и равенство всех граждан перед законом, очевидно, что и законы должны быть одинаковы для всех граждан, в том числе и ученых, независимо от того, в каком ведомстве они работают.

Реклама