Коммерсант, № 104

Сюзанна Фаризова. Статья. “Они просто хотят заткнуть дыры”. Стр. 3

Госдума вчера приняла во втором чтении законопроект "Об альтернативной гражданской службе", внесенный президентом. Обсуждение началось и завершилось скандалом: правительство, по мнению комитета по законодательству, обмануло всю Госдуму.

Докладчик, член комитета по законодательству Александр Баранников (СПС) начал как и положено:

– Комитет доработал проект... Мы его улучшили...

Но ровную речь депутата прервал министр труда и социальной политики Александр Починок:

– Правительство предлагает вынести ряд поправок на отдельное голосование.

"Ряд поправок" насчитывал 70 статей, половина из которых касалась сокращения срока альтернативной службы и ее прохождения преимущественно по месту жительства. То есть тех положений, по которым, по словам депутата Баранникова, с правительством удалось договориться заранее.

– Чем же занимался комитет, если он не согласовал закон? – поразился Валерий Дорогин ("Регионы России").

– Отвечаю,– вступился за родное глава комитета по законодательству Павел Крашенинников (СПС).– Мы работали с правительством. Правительство! – аукнул депутат.– Помашите головой!

Правительство не помахало.

– Ну, цирк,– веселился Петр Романов (КПРФ),– ну разберитесь же, перенесите закон на другой день...

– Это что-то в течение последних десяти дней произошло,– размышлял вслух Владимир Лысенко ("Регионы России").– Я думаю, Минобороны и Генштаб попали к президенту и убедили его, что закон нам не нужен.

Приступили к голосованию поправок, касающихся службы призывников в гражданских организациях.

– Они просто хотят заткнуть дыры,– убеждал палату Валерий Дорогин, выступавший против того, чтобы граждане служили "на гражданке".– Они будут выполнять роль рабов – получать мало, а требовать с них будут много.

– Не можешь держать оружие в руках? – обращался с ответом докладчик Баранников.– Хорошо! Иди держи сварочный аппарат. Понимаете, есть люди, которые по своим убеждениям, вероисповеданиям не могут работать на военные организации.

– Вообще, я так понимаю, у нас две дороги,– обратился к Думе депутат Крашенинников.– Насовать в закон как можно больше барьеров. Или... Я обращаюсь ко всем – и к "Единству", и к "Отечеству"... У вас же есть дети! Зачем же городить такой частокол!?

Слово взял Василий Шандыбин (КПРФ):

– Русские в состоянии служить и два, и три года... И в военно-морском флоте, и в авиации... И доказать и НАТО, и всяким Немцовым, от которых как раз и надо защищать русскую нацию, как можно служить.

– От кого нужно защищать русскую нацию, так это от таких Шандыбиных,– заступился за лидера СПС его заместитель Борис Надеждин.

Председательствующий Георгий Боос (ОВР) вовремя прервал перепалку, после чего перешли к спорам о сроках службы.

– Альтернативная гражданская служба не должна быть наказанием для тех, кто не может служить с оружием в руках,– переживал Владимир Буткеев ("Регионы России").– Основную нагрузку в армии должны нести профессиональные военные.

– Да, но я, например, против сроков, предложенных комитетом,– не выдерживал представитель президента в Думе Александр Котенков.

В то время как представитель президента озвучивал свою позицию, представитель правительства Андрей Логинов беседовал по "вертушке". Палата наблюдала, пропуская голосование за голосованием. В какой-то момент дошло до абсурда: на протяжении получаса голосовали всего три депутата.

– Мы снимаем свою поправку о том, чтобы закон вступил в силу в июле 2003 года, а не 1 января 2004 года,– продолжал работать депутат Надеждин.– Мы думали, когда вносили, что закон будет хороший. Но теперь – чем закон позже вступит в силу, тем лучше.

Потом поспорили на тему, можно ли гражданину служить и параллельно заниматься предпринимательством. Комитет говорил – да, министр Починок отвечал – нет. Послушались министра. Потом приняли поправку центристов, согласно которой альтернативщики "как правило" будут служить за пределами территории, на которой проживают, но не четыре года, как предполагалось изначально, а три с половиной.

– Мы получим отказников, которые не захотят служить в качестве гражданского персонала в военных организациях,– все еще надеялся докладчик Баранников. Как выяснилось, зря.

– У нас сегодня трудовой порыв,– пробовал шутить Георгий Боос уже почти в десять вечера.– Я даже не помню случая, когда мы в такое время собирались в таком количестве.

В итоге законопроект был принят практически в варианте первого чтения.

 

История вопроса

Вопрос о введении в России альтернативной гражданской службы обсуждается с 12 декабря 1993 года, со дня принятия новой Конституции. В статье 59 наряду с обязанностью гражданина защищать Родину записано право на прохождение альтернативной гражданской службы, если его религиозным или иным убеждениям противоречит несение военной. Проект закона "Об альтернативной гражданской службе" был принят в первом чтении Госдумой первого созыва в декабре 1994 года. Однако во втором чтении документ так и не был одобрен: в результате борьбы между сторонниками мягкого и жесткого подхода к альтернативной службе на рассмотрение палаты был вынесен мягкий вариант, который левая Дума второго созыва отклонила.

Тем временем суды занимались разбором исков военных комиссариатов и не желающих служить призывников. Военкомы требовали привлекать к уголовной ответственности уклонистов, заявлявших о невозможности прохождения ими военной службы, на том основании, что закона об АГС не существует. Призывники же настаивали на том, что Конституция имеет прямое действие и наличие или отсутствие закона не может влиять на реализацию гражданами их прав. В прошлом году мэрия Нижнего Новгорода решила в порядке эксперимента сформировать в местной горбольнице отряд из призывников, которым местная призывная комиссия разрешила заменить военную службу альтернативной. Военные тут же заявили о незаконности эксперимента и пообещали призвать экспериментаторов в армию. В середине февраля их поддержал и нижегородский облсуд, который признал действия мэрии не соответствующими законодательству.

Сразу несколько законопроектов об альтернативной службе были разработаны в 2000-2001 годах депутатами Госдумы нынешнего созыва. Однако в начале 2002 года правительство разработало и внесло в парламент свой проект. Взяв за основу законопроект, разработанный Генштабом и Минтруда под руководством вице-премьеров Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко, правительство несколько скорректировало наиболее жесткие положения военного проекта, и в феврале законопроект был одобрен для внесения в Госдуму. В апреле этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

 

Армия на откуп

Молодых членов фракции СПС в Госдуме продолжает волновать судьба российских солдат. Перед рассмотрением закона об альтернативной службе во втором чтении депутаты Владимир Семенов и Владимир Коптев-Дворников внесли поправки в законопроекты "О воинской обязанности и военной службе" и "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которыми каждый сможет легально откупиться от армии. "Генштаб, по сути, издевается над нашими детьми",– заявил депутат Семенов и предложил разрешить призывникам платить определенную сумму для откупа, которая пойдет в бюджет Министерства обороны. Таким образом депутаты предлагают бороться с коррупцией в военкоматах. По мнению депутата Семенова, "богатые буратины" и так платят, а теперь их взятки будут легально попадать в бюджет армии. Размер "сбора" должен быть эквивалентен оплате труда военнослужащего по контракту. По расчетам господина Семенова, это составит около $900 в год. При этом каждого, заплатившего "сбор", будут отправлять сразу в запас. На успех своего начинания депутаты особо не рассчитывают, да и руководство СПС инициативу своих молодых членов пока не поддержало.

 

Кто чего добивался

Предмет спора

Позиция военных и сторонников жесткого варианта

Позиция правозащитников и сторонников мягкого варианта

Что решено

Кто имеет право на

Альтернативщики должны

Замена военной службы на

Желающий проходить альтернативную

замену военной службы

доказывать

альтернативную должна

службу должен направить в

альтернативной

несовместимость их

носить заявительный

военкомат соответствующее

 

убеждений с прохождением

характер

заявление, приложив к нему

 

военной службы

 

автобиографию и характеристику с

     

места работы или учебы, затем

     

явиться на медицинское

     

освидетельствование и на заседание

     

призывной комиссии (комиссия не

     

вправе рассматривать вопрос об АГС

     

в отсутствие призывника). Чтобы

     

отправиться на альтернативную

     

службу, призывнику необходимо

     

набрать более половины голосов

     

членов призывной комиссии.

     

Отказать в направлении на АГС

     

призывная комиссия может не только

     

в том случае, если призывник не

     

сумел обосновать такую

     

необходимость, но и если гражданин

     

нарушил сроки или порядок подачи

     

заявления, если в заявлении и

     

прилагаемых к нему документах

     

обнаружатся ложные сведения, если

     

гражданин дважды вызывался на

     

заседание призывной комиссии и не

     

явился без уважительной причины, а

     

также если гражданину была

     

предоставлена возможность

     

прохождения альтернативной

     

гражданской службы и он от нее

     

уклонился

Место прохождения

Экстерриториальный,

По месту жительства

Проходить альтернативную службу

альтернативной службы

прохождение

призывника, прохождение

призывники будут "на территории,

 

альтернативной службы

альтернативной службы

где они постоянно проживают, либо

 

должно быть организовано

должно осуществляться

за ее пределами". Гражданин может

 

в военизированных

только в гражданских

быть направлен на АГС как на

 

организациях и воинских

учреждениях и

гражданский, так и на военный

 

частях на должностях, не

организациях

объект, но "при определении места

 

связанных с применением

 

прохождения гражданином АГС

 

оружия

 

учитываются его образование,

     

специальность, квалификация, опыт

     

предыдущей работы, состояние

     

здоровья, а также потребность

     

организаций в трудовых ресурсах".

     

Однако "местом прохождения АГС,

     

как правило, не может быть

     

определена организация, где

     

гражданин работал до направления

     

на указанную службу"

Срок альтернативной

Вдвое больше срока

Срок альтернативной

Срок альтернативной службы на

службы

военной службы по

службы должен быть равен

гражданских объектах составляет

 

призыву, который

сроку военной или

два года для лиц с высшим

 

составляет один год для

превышать ее не более

образованием и три с половиной –

 

лиц с высшим

чем в полтора раза

для всех остальных. Срок

 

образованием и два года

 

альтернативной службы в воинских

 

для всех остальных

 

частях составляет полтора и три

     

года соответственно. В срок АГС не

     

засчитываются прогулы, в том числе

     

отсутствие на рабочем месте без

     

уважительных причин более четырех

     

часов подряд в течение рабочего

     

дня, время нахождения в

     

дополнительных отпусках,

     

предоставляемых обучающимся в

     

образовательных учреждениях, и

     

время отбывания уголовного или

     

административного наказания в виде

     

ареста

Реклама