Политком.Ру, 1 октября

Николай Журавлев. Статья. Бесконечный призыв.

На фоне абстрактных разговоров о военной реформе происходит существенное ужесточение призывной политики.

С 1 октября, согласно президентскому указу, в России объявлен осенний призыв, который продолжится до конца декабря и должен поставить в ВС и внутренние войска МВД 170 тыс. 280 молодых бойцов. Призывная кампания, как всегда, окажется немного нервной, однако план вне всяких сомнений будет выполнен - в чем чиновники главного оперативно-мобилизационного управления (ГОМУ) и отчитаются. Два раза в год сталкиваясь с большими проблемами, они безошибочно находят выход из положения. Несмотря на то, например, что осенью прошлого года были призваны лишь 11 % молодых людей (остальные были освобождены от несения военной повинности по стоянию здоровья либо благодаря отсрочкам), а качественный состав контингента по обыкновению чудовищен - у 7 % была погашенная судимость, более 21 % имели основное общее или начальное образование. Что в принципе неудивительно - армия вообще пополняется исключительно за счет тех, которые не могут откупиться либо заплатить за свое обучение в вузе.

Эта безрадостная статистика вкупе с обещанной (начиная с 2005 года) "демографической ямой" является одним из главных аргументов военных против перехода армии на контрактную основу. Официально, впрочем, никто против этого не протестует, однако все армейские инициативы и думских лоббистов направлены именно на противодействие военной реформе. Будь то косвенное сопротивление переводу дислоцированной в Пскове 76-й воздушно-десантной дивизии на контрактную основу (стоимость мероприятия военные оценили в 3 млрд. долл., профессионализация армии в целом составит 150 млрд. долл. - ясно, что для бюджета это абсолютно нереальные суммы), категорическое нежелание сделать военный бюджет более прозрачным, подготовка законопроектов об отмене половины ныне действующих отсрочек или ужесточающих наказание за уклонение от призыва. Вероятность их принятия, разумеется, сегодня более чем велика.

Есть сведения, что проблема недокомплектации ВС возникнет на самом деле пятью годами позже. Следовательно, Генштаб имеет пять лишних лет, чтобы решить ее не за счет студентов, а на путях проведения армейской реформы. Однако с недавним принятием закона об АГС военные, похоже, окончательно лишаются всяких к таковой стимулов. Альтернативная служба могла бы стать существенным фактором, подстегивающим реформу, - призыва на законных основаниях могли бы избежать тысячи молодых людей, и это своего рода легальное дезертирство обозначило бы нищету армии не хуже, чем многочисленные побеги срочников из военных частей. Вот чего ни при каких условиях не могли допустить военные, усилиями которых АГС, по сути, была превращена в трудовую армию. Показательно, что законодатели отказались признать нижегородский эксперимент по АГС, начавшийся до принятия соответствующего закона (а значит, срок, который уже прослужили альтернативщики, зачтен им в качестве такового не будет) - тот вариант закона, что продавили через Думу Ива нов и Квашнин, должен быть во всех отношениях безальтернативным.

В результате картина складывается следующая. На фоне абстрактных разговоров о военной реформе происходит существенное ужесточение призывной политики. Преследуемая цель очевидна - обеспечить ВС призывниками настолько, чтобы их хватило даже в условиях грядущих демографических трудностей. Если же их вдруг не хватит (а так однажды и случится), начнут призывать женщин. Ни о каком реальном реформировании армии речи, естественно, уже не пойдет.

Реклама