Время МН, № 93, 2 июня 2001 г.

Статья. Должен ли учитель быть солдатом? Стр. 5

6 июня Дума рассмотрит законопроект депутата Александра Шишлова о предоставлении отсрочки от армии учителям-мужчинам. По действующей поправке к закону "О воинской обязанности" этим правом пользуются только сельские педагоги

За

Александр ШИШЛОВ, заместитель председателя комитета по образованию Госдумы, член фракции "Яблоко":

Образование должно быть одним из самых важных приоритетов государственной политики. И нужно реализовывать все возможные способы для поддержки этой сферы. То, что предлагает фракция "Яблоко", конечно, не глобальное решение проблемы. Это маленький шаг, которым нельзя пренебрегать.

Сегодня картина такова: учителей-мужчин в школах и так мало, а с годами их число уменьшается. По данным министерства образования, за год - с 1999 по 2000-й - число педагогов мужского пола уменьшилось с 15 до 12 процентов. Общее число учителей-мужчин в российских школах - чуть больше миллиона человек, из них только 19 тысяч - до тридцати лет.

Мы считаем, что если в школе чисто женский коллектив - это, конечно, замечательно, но опыт показывает: мужчины тоже приносят в школу много полезного. Известно, что они чаще получают звание "Учитель года", их ученики добиваются хороших результатов на олимпиадах. И вообще, когда в преподавательском составе есть люди обоих полов, обстановка в школе здоровее. Это отмечают психологи и социологи, связанные со сферой образования. Шаг, который мы предлагаем, позволит немного исправить положение.

Представители министерства обороны, комитета Госдумы по обороне утверждают, что принятие этого закона создаст сложности с осуществлением призыва. Думаю, эти аргументы малоубедительны, потому что при том размере зарплаты, которую получают сейчас учителя, вряд ли толпы призывников хлынут в педагогические вузы. Работать в школу идут люди, которые действительно хотят учить детей и считают себя готовыми к этому подвижническому труду. И государство должно поощрять это их намерение.

Я напомню интересное изречение Бисмарка. Он сказал, что франко-прусскую войну выиграл не немецкий солдат, а немецкий учитель, который воспитывал немецких солдат. И Суворов говорил, что войну выигрывают не числом, а умением и духом.

Мы хотим, чтобы приоритет образования, который осознается всеми, в том числе и правительством, реализовывался в каких-то конкретных действиях.

Если мы идем к созданию профессиональной армии, собираемся отказываться от призыва (а "Яблоко" настаивает на том, что сделать это можно уже в 2002 году, и у государства есть на то средства), не надо пренебрегать такими мерами, совершенно ничего не значащими в масштабах армии, зато способными поддержать учителей. Мы же хотим, чтобы у нас была хорошая школа, хорошее образование. И всякую инициативу, которая хоть немного помогает школе, нужно поддерживать.

К сожалению, государство упорно держится за призыв. Надо думать, генералитету удобно иметь воинский контингент, который может быть использован не только по прямому назначению. Все прекрасно знают, что солдат срочной службы используют как дармовую рабочую силу. Вот сейчас в Думе готовится закон об альтернативной службе, который способен уничтожить саму идею АГС в России. Подход, который предлагает Андрей Николаев, - это замена воинской службы лишением свободы в несколько специфических формах.

Против

Евгений ЗЕЛЕНОВ, член комитета по обороне Госдумы, председатель постоянной комиссии по обороне и безопасности межпарламентской ассамблеи СНГ, член фракции "Регионы России":

Законопроект Шишлова - популистский шаг. Я не думаю, что его принятие сильно отразится на призыве. Меня удивляет сам подход к решению проблем образования. Положение, освобождающее от воинской службы учителей в селах, было принято в рамках государственной программы поддержки сельской местности. Ведь там категорически не хватает преподавательского состава. На одну учительницу вешают несколько классов, а некоторые преподаватели вообще не имеют высшего образования. Если мы дадим отсрочку от призыва всем учителям-мужчинам, работать в село никто не пойдет. И мы этим самым не поможем системе образования в целом, зато окончательно угробим образование на селе.

Законопроект Шишлова характеризует не государственный подход, а местнический. Действительно, у нас есть проблемы с образованием. Но почему мы должны их решать за счет национальной обороны? Мы часто перекладываем решение государственных проблем на военное ведомство. Это порочная практика нашего государства. Например, в бюджет национальной обороны включили пенсии бывшим военнослужащим. Но бывшие военные такие же граждане, как и все, почему же пенсии им должно платить Минобороны? Химическое оружие тоже почему-то должно уничтожаться за счет министерства обороны. Примеров больше чем достаточно. А теперь мало того, что деньги у военного ведомства все время берут, так еще и людей хотят забрать.

Системе образования может помочь прежде всего финансирование. Сейчас оно крайне недостаточное.

Мои оппоненты говорят, что нужно привлекать мужчин в школы в целях патриотического воспитания. Чтобы они подготовили ребят к суровой жизни, в том числе к службе в армии. Но если учитель сам не служил в армии, он никогда не научит других тому, чего не знает. А вот если он после окончания вуза всего год прослужит в армии, будет на голову выше своих коллег. И если после армии пойдет в школу - будет работать от души.

У нас сейчас готовится закон об альтернативной гражданской службе. Вот на нее-то мы и переведем эту категорию учителей. Тогда выпускнику педагогического вуза нужно будет два года отслужить на АГС - отработать учителем на селе.

Реклама