Время МН, № 19, 2 февраля 2002 г.

Андрей Липский, Виктор Мясников. Статья. В споре рождается альтернатива. Стр. 2

Воистину дискуссия недели. Во вторник она шла на заседании правительства. В среду продолжалась в кабинете Ильи Клебанова.

В четверг начала работать рабочая группа, чтобы к понедельнику подготовить согласованный вариант. В пятницу, 8 февраля — очередное совещание у Клебанова, а 14 или 16 февраля, обсуждение на заседании правительства. Но это, если договорятся. Общественный интерес к обсуждаемой теме огромен — ведь речь идет о проекте закона об альтернативной гражданской службе. Договориться очень трудно, потому что разброс мнений и интересов крайне велик. Спорят все — и думские разработчики различных проектов закона, и служители Фемиды, и члены правительства, и даже военные.

Валерий Манилов, генерал-полковник, член Совета Федерации:

Жизненные основы нашей страны кроются в двух сферах. Первая — материальная, включающая, в частности, систему оборонной безопасности. Вторая — духовная, охватывающая в том числе нравственно-этические принципы. Одна из основополагающих ценностей — любовь к Родине. Не рассуждения и заверения, а жизненная позиция. Готовность, если потребуется, не только здоровье, но и жизнь отдать за суверенитет и целостность России. Это вопрос самоидентификации нации. Защита Отечества — это священный долг и обязанность каждого гражданина.

Если человек в соответствии с его жизненной позицией считает невозможным брать в руки оружие и защищать свое Отечество, надо исходить из того, что это его право, и оно должно быть реализовано. Но в рамках и на основе закона. Пока сталкиваются две тенденции. Первая — стремление обеспечить безграничное право не призываться на военную службу, вторая — чересчур сузить эту возможность.

Необходима четкая система критериев оценки убеждений гражданина и других параметров, по которым предоставляется возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой. Тяжесть возможных физических и психологических нагрузок, ограничения гражданских прав и свобод должны быть адекватны военной службе. Как и тот риск, который сопряжен с выполнением обязанностей военнослужащего. Значит, необходимо прописать, на каких объектах, при выполнении каких обязанностей это можно будет назвать альтернативной службой: уход за тяжелоранеными, лепрозории, опасные производства. И обязателен экстерриториальный принцип. Я, за реализацию конституционного права на альтернативную гражданскую службу. Но закон должен быть внятным, обоснованным и эффективным.

Эдуард Воробьев, генерал-полковник, депутат Госдумы:

Как получать право на альтернативную службу — заявляя или доказывая несовместимость своих убеждений с воинской службой? Мы уверены, что в основе должен быть заявительно-разъяснительный принцип. К письменному заявлению, мотивирующему его шаг, гражданин прилагает: автобиографию, рекомендации с места работы или учебы, а также от конфессии, к которой он принадлежит. В основе его позиции — презумпция невиновности: он не должен убеждать комиссию в правоте своих взглядов. Субъективизм в решении комиссии должен быть исключен — все процедуры и права жестко прописываются в законе.

По какому принципу должна проходить служба? Наши оппоненты ссылаясь на закон об обороне, отстаивают экстерриториальный принцип. Мы считаем, оба вида службы следует оценивать не по равенству тягот (ибо они несравнимы), а по эффективности и полезности для общества. Где гражданин проживает, там и должен нести альтернативную службу. Это правильно с точки зрения и финансовой и морально-психологической, и криминогенной. По данным правоохранительных органов, молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, живущие в привычной среде, в 3,5 раза меньше подвержены криминальным воздействиям, чем вдали от дома. Правительство определяет перечень мест прохождения альтернативной службы с учетом потребностей общества (в основном — здравоохранение и социальные службы). Можно нести ее и в военных ведомствах на гражданских должностях, но с согласия граждан. Тогда срок службы должен должен быть как для обычного призывника (24 мес.). Для других сроки таковы: не имеющие высшего образования — 36 мес., а имеющие его — 18 месяцев.

В ходе альтернативной службы можно параллельно получать образование, если это не мешает ее исполнению. Это в стратегических интересах общества.

Дискуссия продолжается. Вроде бы есть сближение позиций по основным вопросам, кроме сроков альтернативной службы (Минобороны настаивает на четырех годах). Увы, нет гарантий, что и это сближение не рассыплется в ходе дальнейших обсуждений. Было бы обидно. И за тех юношей, которые из-за своих убеждений продолжают находиться вне закона. И за сам закон, который граждане не могут воспринимать всерьез, если в течение уже почти десяти лет он не согласуется с главным законом — Конституцией РФ. И за общество, которое никак не научится сочетать государственный интерес с интересами человеческой личности, особенно если этих личностей меньшинство.

Реклама