Парламентская газета, № 153

Вадим Бондарь. Статья. Почетна служба не только в погонах. Стр. 3

Широкий резонанс в обществе вызвал долгожданный и многострадальный Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", который принят в июле прошлого года и вступит в силу в январе 2004 года. Однако он принят в такой форме, что вызывает много нареканий.

Лоббисты Генштаба протащили в закон свое, не приемлемое для нас видение существа альтернативной службы. Вот почему я, как и многие члены фракции "Союза правых сил", голосовал против его принятия. Объясню мотивы. Согласно Конституции Российской Федерации (статья 37) альтернативная гражданская служба - это свободный труд. По новому же закону она продолжает оставаться службой по принуждению. Целый ряд норм законодательства направлен на дискредитацию института альтернативной гражданской службы. Назову лишь некоторые из них. Недобровольность выбора между альтернативной службой в гражданской сфере и работой в качестве гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации. Именно такой вариант предлагают и рьяно отстаивают депутаты-генералы и представители Минобороны.

Далее, закон признает преимущественно экстерриториальный принцип прохождения альтернативной службы, то есть служба вдали от дома. А также жесткие по отношению к альтернативщикам сроки ее прохождения, которые существенно увеличены. Военные всячески пытаются усилить тяготы гражданской службы, чтобы никому не повадно было сменить автомат на больничные носилки. Но ведь равные права и равные обязанности не означают насаждение искусственных трудностей. И разумнее рассуждать по-другому: принцип альтернативной гражданской службы должен определяться не тяготами, а полезностью для общества.

Таким образом, закон, на который возлагалось столько надежд, оказался "сработан" так, что альтернативная гражданская служба стала максимально непривлекательной. Но ведь реалии таковы, что военная служба сегодня в сознании подавляющего большинства молодых людей воспринимается со знаком минус. Каждый призыв - это как бедствие. Что, впрочем, неудивительно.

Наша армия сохранилась без изменений с 1939 года и устроена по-сталински. До 70-х служить в ней было действительно почетной обязанностью. Рассказывал товарищ такую историю: году в 75-м его соседа не взяли со своими сверстниками в армию - переболел желтухой и на год дали отсрочку. Так он это воспринял как позор и даже на время уехал из города.

Теперь же военная служба воспринимается как повинность. Армию подкашивают неуставные взаимоотношения, недоедание, использование солдат в качестве подневольной рабочей силы, постоянные унижения. И как следствие - солдаты стреляют друг в друга, бегут из своих частей. В этой ситуации мы, депутаты, обязаны ставить вопросы о принятии законов, направленных на защиту прав военнослужащих и призывников.

Встречаясь со своими избирателями, особенно в последний год, нередко слышал упрек: "Почему в базовом законе не предусмотрена статья о службе альтернативщиков по месту жительства?" Резонный вопрос. Здравый смысл подсказывает, что гражданская служба должна проходить по месту жительства. Кстати, в базовом законе предусмотрена возможность несения гражданской службы на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления. Однако для реализации идеи необходим закон, регулирующий возникающие вопросы.

В июне текущего года мной был представлен в Государственную Думу законопроект "Об альтернативной гражданской службе (АГС) в муниципальных образованиях". Что дает служба по месту жительства? Массу преимуществ, как для общества, так и для призывника. Первое - отсутствие финансовых вложений из бюджета государства и при этом - реальная помощь государству. Ведь состояние социальной сферы сейчас катастрофическое. Никто не идет работать за мизерные деньги санитарами в больницы или ухаживать за престарелыми, или работать с больными детьми.

Альтернативщики вполне смогли бы занять эти ниши. Если гражданский служащий работает рядом с домом, у государства отпадает забота о его размещении. Показателен пример. Московская область представила 16 тысяч вакантных мест, куда бы хотела определить альтернативщиков, но при этом имеется возможность расселить лишь 330 человек. Остальным негде жить. Значит, нужно вновь строить жилые помещения либо кого-то выселять. Если к этому прибавить проблемы транспортировки, охрану здоровья и многое другое - затраты выльются в колоссальные суммы. По нашему законопроекту всего этого можно избежать.

Выгоды есть и для самих альтернативщиков. Время прохождения службы в муниципалитетах засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. Если, к примеру, молодой человек будет служить на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, время службы засчитывается в стаж работы в этих районах. Парни, проходя службу в организациях и учреждениях муниципалитета, получают хоть и небольшую, но гарантированную зарплату, что само по себе очень важно. Как важно и то, что молодой человек, только-только вступивший в совершеннолетие, не отрывается от дома. Уменьшается криминогенный риск. Еще одно достоинство - молодые люди смогут продолжить образование в высших учебных заведениях во внерабочее время.

Альтернативной гражданской службе в нашей стране всего около 10 лет. В Конституции новой России, принятой в 1993 году, закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной, гражданской. В Конституции-то это прописано, а закона не было. А в это время тысячи молодых людей отказывались служить в армии - по убеждению, не желая брать в руки оружие. Это не "уклонисты", которые вообще не хотят служить. Напротив, они готовы отдать долг Родине, но в общественных и социальных организациях, тем самым принося не меньшую пользу обществу.

Перед глазами у них был хороший пример. Первыми альтернативными солдатами были в нашей стране, как ни удивительно, немцы из Германии. По законодательству этой страны молодежь имеет право проходить альтернативную гражданскую службу на территории другого государства. В Санкт-Петербурге была организована служба германских "цивилистов", которые стали ухаживать за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В начале 90-х отдельные российские юноши стали добиваться в судах своего права на альтернативную гражданскую службу и начали по собственному желанию устраиваться на работу санитарами в больницы, работали в учреждениях социальной сферы. Естественно, идеи АГС не стали бы реальностью без поддержки общественных организаций, таких, как Комитет солдатских матерей, Движение против насилия и других. В настоящее время насчитывается более 60 общественных организаций в десятках регионов страны, которые ведут практическую деятельность по проблемам АГС: оказывают правовую помощь, защищают в судах парней, претендующих на гражданскую службу, организуют для них работу в непрестижных и малооплачиваемых областях жизни - экологической, социальной и так далее. В некоторых регионах страны еще до выхода закона об АГС решили пойти на эксперимент по ее организации.

Зимой 2003 года депутаты Нижегородской области и другие заинтересованные лица ездили в Германию перенимать опыт организации альтернативной гражданской службы, которая существует там более 40 лет. У немцев тоже начиналось с репрессивного законодательства. Постепенно изменились и отношение к гражданской службе, и закон. Сегодня немецкое государство не представляет свою социальную сферу без АГС (альтернативной службы). Почти половина мест в социалке занята альтернативно служащими.

Эксперимент в Нижнем начался в январе 2002 года. Городская призывная комиссия направила 20 юношей на работу в больницу. Правда, нижегородскую новацию высокое военное начальство попыталось поставить вне закона. Не удалось. Зато доброе дело было капитально подкошено с принятием Федерального закона. Положение парней, успевших к лету прошлого года уже полгода поработать в больнице, оказалось более чем шатким. Вроде службу проходят по законному решению, но механизм прохождения полностью расходится с принятым законом.

Часть ребят тогда решила выйти из эксперимента. Но восемь остались служить. Кроме того, они стали студентами Правовой академии, чтобы оградить себя от призыва. Молодые люди учатся и обязаны по службе отработать 40 часов в неделю санитарами в больнице. Времени свободного практически нет: днем - учеба, вечером и ночью - больница. Там они делают самую тяжелую работу. Вместо двухмесячных студенческих каникул - двухнедельный отпуск по Трудовому кодексу.

Да, это нелегко и не каждый пойдет выносить горшки, но парни не ропщут, они сами выбрали себе эту дорогу и стремятся с честью отслужить. Довольны и в больнице, кроме "служивых" самую грязную работу никто не идет выполнять: оплата за этот труд до слез смешная. Молодые люди продолжают служить, но обеспокоенность их не покидает: зачтется ли срок службы?

Опасения имеют под собой почву. В базовый закон вносились соответствующие поправки, но они не прошли. Мало того, генералитет Вооруженных сил продолжает настаивать на том, чтобы никоим образом не засчитывать службу нижегородских парней. Между тем известна истина: государство, наказывающее своих граждан за то, что они служат людям, подрывает веру в это государство. Вопрос в том, понимают ли это генералы?

Недавно был принят указ Президента Российской Федерации, регламентирующий порядок прохождения альтернативной гражданской службы. Указ четко определяет ведомства, которые должны этим заниматься, - Министерство труда и социального развития и Министерство обороны. В январе следующего года вступает в силу Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", в соответствии с которым гражданин может реализовать свое конституционное право на замену, по убеждению или вероисповеданию, военной службы по призыву на альтернативную, гражданскую. Но в законе нет ясности по порядку и месту прохождения альтернативной службы. Мнение большинства генералов известно: ребята должны служить подальше от дома, в стройбатах, в подсобных частях воинских частей и т. д.

Если следовать экстерриториальному принципу, молодых людей можно, к примеру, отправить служить на дальнюю метеостанцию, в глухое лесничество, на железнодорожную станцию в качестве путеобходчика. Но таких вакантных мест будет не так уж и много. Убежден, основная масса альтернативщиков изъявит желание служить по месту жительства. Предложенный нами закон об альтернативной гражданской службе в муниципальных образованиях тщательно продуман и просчитан экспертами. Он направлен на защиту граждан и их прав. Принятие законопроекта во многом будет способствовать демократическому реформированию армии.

Реклама