СМИ.Ру, 18 июня 2002 г.

Статья. АГС как альтернатива любой службе в армии.

Законопроект об альтернативной гражданской службе (АГС) ко второму чтению, которое состоится в Госдуме в среду, 19 июня, обрастает поправками Минобороны, ничего хорошего не сулящими призывнику-альтернативщику. По мнению СМИ и экспертов, Минобороны делает все возможное для исключения из АГС последних элементов привлекательности.

Настойчивость военных в продвижении своих поправок даже заставила представителей Коалиции "За демократическую АГС" написать письмо президенту В.Путину, в котором отмечается, что "конструктивная работа оказалась возможной с депутатами большинства фракций, со всеми министерствами и ведомствами, кроме Генерального штаба Министерства обороны, который блокирует любые компромиссы, оказывая жесткий нажим на все структуры исполнительной и законодательной власти" (Агентство социальной информации, 17.06).

Поправки, на которых настаивает не то Минобороны, не то Генштаб, подробно излагает заместитель председателя комитета по законодательству Александр Баранников в интервью "Независимой газете".

Во-первых, военными предлагается установить недифференцированный срок прохождения АГС - 4 года. "Комитет предлагает сделать три года, но ввести дифференциацию в зависимости от места службы. То есть полтора срока военной службы, или три года, в том случае, если гражданин проходит альтернативную службу по месту жительства, коэффициент 1,25 - если служба проходит за пределами своей территории, и равного срока службе по призыву - если человек проходит альтернативную службу в качестве гражданского персонала в Вооруженных силах и по экстерриториальному принципу".

Во-вторых, "военных не устраивает, что направление гражданина на службу в качестве гражданского персонала в Вооруженные силы будет происходить только при его согласии… Военные настаивают на том, чтобы в качестве основного был взят именно экстерриториальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы".

В-третьих, военные выступают против заявительно-разъяснительного принципа и настаивают на доказательном. "Но мы так прописали этот механизм, что получился все-таки не доказательный принцип, а заявительно-разъяснительный. Мы сузили возможность для вынесения призывной комиссией отрицательного решения, зафиксировав, что она может отвергнуть заявление гражданина о направлении на АГС только в том случае, если у нее будут объективные данные о том, что мотивы, приведенные гражданином, не соответствуют действительности. Например, если человек говорит, что он не приемлет насилия, а перед призывной комиссией лежит справка из местного отделения милиции".

В итоге законопроект фактически переходит в состояние до первого чтения, когда те же спорные вопросы пришлось улаживать с помощью министров Матвиенко и Клебанова, а военным было настоятельно рекомендовано уменьшить аппетиты.

Возможно, на ослабление позиций Минобороны/Генштаба сыграет массовое дезертирство последних пяти дней, когда из воинских частей сбежало в общей сложности одиннадцать человек. Хотя при этом также существует точка зрения, согласно которой АГС - лишь переходный этап для службы по контракту, так что и стараться особо не стоит. Однако, как показали события в Южной Осетии, когда сбежали контрактники-миротворцы в количестве восьми человек, рассчитывать на то, что контракт существенно изменит ситуацию в Российской армии, пожалуй, нецелесообразно. Так что АГС приобретает в этих обстоятельствах видимые преимущества.

Реклама