Вечерняя Москва, № 109, 15 июня 2001 года

Владимир Яценко. Статья. Альтернативная служба. Стр. 1

Идет очередная призывная кампания. По данным Генерального штаба ВС РФ, ежегодно в среднем около 30 тысяч молодых россиян, подлежащих призыву, не являются в военкоматы, пытаясь под тем или иным предлогом уклониться от службы в армии. Из них порядка 10 тысяч юношей — москвичи. И нынешний год не стал исключением из правил.

Практически каждый призывник-москвич хотя бы что-то слышал о своем конституционном праве выбрать для себя вместо службы в армии альтернативную гражданскую службу (АТС). Но на практике российское государство такую возможность призывникам пока не предоставляет. Проблема эта существует уже восемь лет — со дня принятия в 1993 году Конституции РФ, оговорившей право гражданина России на альтернативную службу.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся два проекта закона об АГС: документ от группы депутатов во главе с председателем думского Комитета по обороне Андреем Николаевым и документ, подготовленный Юлием Рыбаковым при поддержке фракции СПС. В предложенном Николаевым документе говорится, что основанием для направления юноши на альтернативную гражданскую службу могут быть не только его религиозные или личные убеждения, но и социальный статус, связанный с национальностью, образованием, семейным положением и т. п. При этом предлагается, чтобы при направлении человека на альтернативную службу действовала не заявительная, а доказательная система принятия решения по этому вопросу. Само же прохождение АТС должно быть основано на экстерриториальном принципе комплектования, и срок гражданской альтернативной службы юноши должен быть сопоставим со сроками службы военнослужащих по призыву. Николаев предлагает срок альтернативной службы для основной массы юношей до 48 месяцев, а для молодых людей с высшим образованием — 24 месяца.

Законопроект СПС об альтернативной гражданской службе еще более либерален. При определении молодого человека на АГС должен действовать заявительный принцип, юноша должен исполнять свой гражданский долг поближе к дому, иметь достаточные средства существования, срок его службы должен быть не очень долгим и т. п. Хотя при этом и признается тот факт, что срок АГС все же должен быть больше двух лет, то есть продолжительнее ныне существующей действительной срочной службы в армии.

Решение юношей, служить или не служить в армии, должно приниматься самостоятельно и осознанно, без какого-то давления. И здесь исключительно важна роль школы, других образовательных учреждений, в которых вводится обязательная доармейская военная подготовка. Уверен, что во всей этой работе самое активное участие должны принимать общественные институты — партии, движения, организации, в том числе правозащитные и ветеранские.

Реклама