Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 37

Владимир Заборский. Статья. Подводников лишили льгот. Стр. 8

ПОЛУЧИЛ письмо из Санкт-Петербурга от моего друга, ныне капитана 1 ранга в отставке, старшего научного сотрудника Военно-морской академии Владимира Степанова (в прошлом командир дизельной подводной лодки "Б-130" (пр. 641) 4-й эскадры подводных лодок Северного флота), если так можно выразиться, сослуживца по боевой службе в Средиземном море конца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия, когда его подводная лодка действовала в составе 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, выполняя задачи боевой службы, и фактически участвовала в боевых действиях арабо-израильской войны 6-20 октября 1973 г. между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем - с другой.

В письме он просит разобраться с безобразиями и произволом со стороны горвоенкомата и финансовых структур администрации города в отношении экипажа подводной лодки "Б-130" и других кораблей ВМФ, участвовавших в боевых действиях в локальных войнах 60-80-х годов прошлого века.

Эту публикацию прошу считать обращением к председателям комитетов Госдумы по обороне, делам ветеранов, а также руководству Минобороны и Минфина РФ с просьбой рассмотреть изложенные ниже проблемы и сложившуюся ситуацию.

5-я СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЭСКАДРА

5-я Средиземноморская эскадра ВМФ, в состав которой входили в качестве переменного состава боевые корабли и суда Северного, Балтийского и Черноморского флотов (по специальным оперативным планам и графикам сменности кораблей и судов), действовала, выполняя задачи боевой службы, в Средиземном море 25 лет (с 1967 по 1992 год). Главные задачи эскадры, которые возлагались, в том числе и на дизельные подводные лодки, следующие:

- поиск и слежение за стратегическими подводными ракетоносцами и другими подводными носителями вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу;

- участие совместно с корабельными ударными группами эскадры в слежении за авианосными и другими ударными группировками ВМС вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу.

Другой группой задач кораблей боевой службы эскадры были:

- демонстрация флага и поддержка внешнеполитических акций и действий правительства страны в разрешении межгосударственных кризисов и проблем, возникающих в регионе;

- оказание помощи, в том числе военной (силовой), дружественным странам в предотвращении военных конфликтов и отражении против них агрессии.

Боевые корабли несли службу в Средиземном море, как правило, по полгода, а дизельные подводные лодки в зависимости от обстановки - по 7-9 месяцев, а случалось, и по году.

В течение всего срока боевой службы цикл деятельности дизельных подводных лодок был следующим: трое суток на патрулировании в назначенном районе, затем 10-12 часов всплытие и зарядка батарей (только ночью; в это время команда по очереди может выйти наверх и чуть-чуть подышать свежим воздухом). Если за ночь (особенно в летние месяцы) зарядку батарей в надводном положении не успевали завершить, продолжали в подводном положении при движении лодки под РДП.

Условия пребывания экипажа на дизельной лодке были "исключительно курортными": ограниченное замкнутое стальное пространство прочного корпуса, разделенного на 7 отсеков, из которых только три приспособлены для обитания личного состава, и в них мужское "общежитие" на 100-120 человек; постоянная жара до 30-35 град. (в машинных отсеках - до 40-50 град.); тяжелая атмосфера (недостаток кислорода при избытке углекислого газа); дефицит мест для отдыха и другие негативные факторы, усложняющие выполнение служебных обязанностей и быт личного состава. Добавьте к этому полную изоляцию от внешнего мира, что морально давит на психику экипажа.

Через 3-4 недели лодку "поднимали", она подходила к какому-нибудь кораблю - хорошо, если это плавбаза, или крейсер, или на худой конец эсминец. Иногда лодку "принимал" маленький сторожевик. Экипаж мог наконец элементарно вымыться в душе и "отдыхал", аж 5-7 суток. После чего подлодка уходила на следующий цикл патрулирования. За весь срок боевой службы на каждую подводную лодку выпадал один, редко два "деловых захода" или визита продолжительностью 5-7 суток в составе отряда кораблей в один из портов средиземноморских стран, как правило, в Александрию (Египет), Латакию (Сирия), реже в порты Югославии и Алжира.

УЧАСТНИКИ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОЙ ВОЙНЫ

В событиях арабо-израильской войны 1973 г. в Средиземном море в составе 5-й эскадры ВМФ было сосредоточено около 120 боевых кораблей различного предназначения и судов Северного, Балтийского и Черноморского флотов, в том числе до 6 атомных и 20 дизельных подводных лодок. Все корабли эскадры были переведены в повышенную боевую готовность.

Американцы в это же время сосредоточили в Средиземном море в составе своего 6-го флота ВМС США около 140 кораблей и судов, из них 4 ударных (многоцелевых) авианосца, 2 десантных вертолетоносца с корабельным соединением амфибийных (десантных) сил, большое количество крейсеров, эсминцев и других кораблей. И вся эта армада крутилась, образно говоря, в слежении друг за другом весь период конфликта в ограниченной акватории Средиземного моря южнее островов Крит и Кипр, маневрируя курсами 90-270 град. (то есть "туда обратно") на малых в основном ходах в ожидании соответствующего приказа и возможной развязки.

Корабли эскадры действовали также непосредственно в зоне боевых действий воюющих сторон в готовности немедленного применения оружия по противнику, выполняя конвоирование транспортов (танкеров) и наших, и иностранных в порты Сирии и Египта, а также эвакуируя наших граждан и иностранных туристов из этих стран.

Часть дизельных подводных лодок была развернута в районах на маршрутах прохода наших конвоев с транспортами с задачей их противолодочной обороны от израильских (и, возможно, американских) подводных лодок. Среди них подводная лодка "Б-130" под командованием капитана 2 ранга Владимира Степанова была направлена в район юго-восточнее острова Кипр - западнее Хайфы с поставленной приказом министра обороны СССР задачей охраны и обороны наших транспортов и непосредственным указанием командиру "применять противолодочное (то есть торпедное. - Авт.) оружие в интересах их противолодочной обороны".

Подводная лодка "Б-130" находилась на позиции в заданном районе до конца событий, задачу успешно выполнила. Командир лодки был награжден орденом Боевого Красного Знамени, часть экипажа - орденами и медалями. Таким образом, подводная лодка "Б-130", как и ряд других кораблей эскадры, действующих в зоне боевых действий воюющих сторон, а некоторые из них фактически применяли корабельное оружие, безусловно, являются участниками боевых действий. И никаких сомнений и возражений у любых чиновников власть предержащих по этому вопросу быть не может.

Однако долгое время государственная власть Советского Союза и руководство МО СССР не считали участниками боевых действий военных моряков, проходивших боевую службу в Средиземном море в период арабо-израильских войн 1967-1970 и 1973 годов. Да и мы, прошедшие такую боевую службу, не требовали присвоения нам такого статуса, даже не думали об этом.

Но в 1989 г. наше правительство решило все же отметить военных моряков - участников боевых действий в локальных войнах. Принимается соответствующее постановление Совмина СССР (# 529 от 30.06.1989 г.), издаются приказы министра обороны СССР (# 300 1989 г. и # 554 1991 г.), директивы Генерального штаба ВС и Главного штаба ВМФ и другие нормативные документы. В этих документах объявлялись перечни кораблей, судов, воинских частей ВМФ, личный состав которых выполнял интернациональный долг в странах, где происходили локальные войны. Но в такие перечни по какой-то странной причине не были включены дизельные лодки 4-й эскадры подводных лодок Северного флота и сотни, если не тысячи, моряков-подводников до сих пор не признаны соответствующими органами участниками боевых действий и воинами-интернационалистами.

Владимир Степанов не смирился с таким отношением и к нему, и к его экипажу. В 1994 г., находясь в командировке на Северном флоте, в архиве флота по бортовым документам ПЛ "Б-130" (журнал событий, вахтенный и навигационный журналы) и другим материалам, касающимся боевой службы сил Северного флота в Средиземном море, получил официальные архивные выписки из этих документов и представил их в Центральный архив ВМФ (ЦА ВМФ). Оттуда ему была выдана официальная архивная справка (исх. # 222 от 15.08. 1994 г.), по которой горвоенкоматом Петербурга оформлено удостоверение воина-интернационалиста ("Свидетельство о праве на льготы", серия А, # 415849 от 28.12.1994 г.). Аналогичные удостоверения выдавались и участникам боевых действий в Афганистане. По этим архивным документам ЦА ВМФ такие же удостоверения получили и ряд членов экипажа подводной лодки "Б-130" в других городах и местностях страны.

Как видите, хоть и через почти 20 лет после боевых действий в Средиземном море и через пять лет после принятия соответствующих нормативных правительственных и военного ведомства документов, но справедливость вроде бы в отношении экипажа подводной лодки "Б-130" восторжествовала. Однако дальше происходит нечто, как я полагаю, совершенно непонятное и более того - абсурдное.

Цитирую письмо Владимира Степановича: "В апреле 2002 года начальник Центра социального обеспечения при Военном комиссариате г. Санкт-Петербурга полковник М.Е. Лободин в своем письме в мой адрес подверг сомнению мое участие в боевых действиях... С меня снята надбавка к пенсии как воину-интернационалисту и указано на необходимость сдать удостоверение на льготы".

Кстати, эти громко названные "льготы" воинам-интернационалистам по сути просто смешные в их ничтожестве и составляют прибавку к пенсии в размере 100-200 руб. (в зависимости от величины пенсии), небольшую скидку в уплате подоходного налога и бесплатный проезд в городском транспорте. По состоянию здоровья многие из них не работают, а бесплатным проездом в городском транспорте они и так пользуются как пенсионеры.

Не знаю, кто инициатор таких решений, если только все это не из разряда административно-чиновничьих казусов и недоразумений. Но не надо плевать в душу ветеранам ВМФ, прошедшим боевую службу на кораблях нашего флота в лихие, а порой и огненные в прямом смысле этого слова годы холодной войны. Мы не нуждаемся в таких мелочных подачках и не собираемся ни о чем просить. Нам важен только престиж звания участника боевых действий в локальных войнах, которое мы заслужили.

Честь имею!

Реклама