Газета, № 86

Виталий Михайлов. Статья. Ветераны чеченской войны. Стр. 1,9

В четверг в Госдуму поступило официальное заключение президента Российской Федерации на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Владимир Путин поддержал инициативу депутатов, предусматривающую приравнивание участников вооруженного конфликта (1994--1996 гг.) и контртеррористической операции (с августа 1999 г.) в Чеченской Республике к ветеранам боевых действий.

Затратный законопроект

За семь лет боевых действий в Чечне Российская армия потеряла более семи тысяч человек убитыми, десятки тысяч получили ранения, контузии или увечья. Следует напомнить, что боевые действия в Чечне де-юре к таковым не относятся. Эту войну называют вооруженным конфликтом, восстановлением конституционного порядка, контртеррористической операцией. В общем, всем чем угодно, только не боевыми действиями. И соответственно воевавшие в Чечне никакими ветеранскими льготами в отличие от участников других вооруженных конфликтов не пользуются.

Инициаторами восстановления справедливости выступили группа депутатов Госдумы и Московская облдума.

После того как законопроект был принят единогласно в первом чтении, против него высказался полномочный представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов, объяснив это большой затратностью для государства. Отрицательная позиция правительства могла существенно сказаться при дальнейшем рассмотрении документа на позиции 'Союза четырех' (фракции 'Единство', ОВР, 'Народный депутат' и 'Регионы России'). Но положительный отзыв президента, по мнению депутатов, должен снять все разногласия.

400 тысяч неветеранов

'Необходимость принятия законопроекта обусловлена тем, что до сих пор отсутствует принципиальное государственное решение в отношении граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона и лишенных льгот, которыми пользуются участники зачастую куда менее кровопролитных боевых действий на территориях иностранных государств', - считает один из авторов законопроекта, член думского комитета по безопасности генерал армии Анатолий Куликов. По словам экс-министра внутренних дел, численность военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории России в условиях чрезвычайного положения, военного положения, проведения контртеррористической операции составляет 397 тысяч человек, из которых 61 тысяча имеет ранения, контузии или увечья.

 

Льготы ценой в 2 миллиарда

В случае принятия законопроекта участники боевых действий в Чечне получат те же льготы, что и остальные ветераны. Прежде всего это 50-процентная скидка в оплате занимаемой площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими; бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в пределах утвержденных норм; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автобусах общего пользования пригородных и междугородных маршрутов; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения.

Получившим ранения, контузию или увечья предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (или за 50% раз в год) 'туда и обратно' на железнодорожном, водном, воздушном транспорте в любой конец страны; использование ежегодного отпуска в удобное время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году.

Это только основные льготы. Кроме того, предусмотрены первоочередная установка телефона, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы и многое другое.

'Цена вопроса', по оценкам парламентариев, около двух миллиардов рублей (1981,34 млн. рублей) в год. В том числе за счет средств федерального бюджета 39,94 млн. рублей и за счет средств субъектов РФ 1041,4 млн. рублей. Хотя основная часть расходов ляжет на бюджеты субъектов федерации, последние, по словам Куликова, поддержали законопроект: 'Мы запросили 50 субъектов и положительные отзывы получили из 39'. Расходы каждого из них на исполнение законопроекта составят примерно 20 млн. рублей. Как считает депутат 'это не так уж много, тем более что субъекты и так предусматривают расходы для обеспечения социальной защиты лиц, участвовавших в контртеррористической операции в Чечне'.

 

Справка

Владимир Вшивцев, фракция 'Единство': 'Те, кто принимал участие в контртеррористической операции в Чечне, после окончания службы остаются в нашей стране за бортом. Речь в первую очередь идет о моральном статусе этих людей. Они не должны чувствовать себя обделенными, униженными. Они должны знать, что могут рассчитывать на действительную социальную защиту со стороны государства, на его помощь.

Были доводы со стороны правительства, ряда депутатов, что пришедшие со службы люди - молодые и сами справятся со своими проблемами. Я категорически против такого подхода. Люди, прошедшие войну, обязательно рано или поздно столкнутся с очень серьезными проблемами. И не только они, но и члены их семей, их дети'.

Маршал Советского Союза Виктор Куликов, фракция ОВР: 'Как трактовать - война или не война, боевые действия или не боевые действия там, где люди погибают, где людей калечат? Можно по-разному говорить, но, безусловно, это война. Участвовало в боевых действиях около полумиллиона человек, более шестидесяти тысяч ранено или контужено…Что это?'.

Владимир Ивер, Агропромышленная группа: 'Мы не должны забывать, что после Великой Отечественной войны СССР, Россия участвовали как минимум в пятидесяти вооруженных конфликтах. Конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы на территории России боевых действий не было. Убежден, принятие данного законопроекта будет способствовать тому, чтобы люди почувствовали заботу государства о тех, кто по его, государства, приказу участвует в этих боевых действиях'.

 

Финансово-экономическое обоснование

к проекту Федерального закона № 82540-3

'О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон 'О ветеранах'

1. Численность военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории Российской Федерации в условиях введенного чрезвычайного положения, военного положения, проведения контртеррористических операций (по информации Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ) – 397 тыс. человек, из них военнослужащих, имеющих ранение, контузию или увечье, – 61 тыс. человек.

2. Расчет дополнительных расходов на реализацию мер социальной защиты в связи с принятием указанного проекта федерального закона согласно статьи 16 Федерального закона 'О ветеранах':

1) 50% скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы ), в том числе членам семей, совместно с ними проживающим: 397 тыс. чел. х (4,71 х 63 х 0,7) руб. х 0,5 х 12 мес. = 494,767 млн. руб.

2) бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей в пределах норм: 397 тыс. чел. х 77,4 руб. х 4,34 рец. = 133,358 млн. руб.

3) бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов): 397 тыс. чел. х 350 руб. = 138,950 млн. руб.

4) бесплатный проезд на автомобильном транспорте в том числе:

– стоимость проезда на городском транспорте: 397 тыс. чел. х 33 руб. х 12 мес. = 157,212 млн. руб.

– стоимость проезда на пригородном автомобильном транспорте: 397 тыс. чел. х 100 руб. х 12 мес. = 476,400 млн. руб.

Итого: (157 212 000 + 476 400 000): 2 = 316,806 млн. руб.

5) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте: 397 тыс. чел. х 10 руб. х 18 поездок х 12 мес. = 857,520 млн. руб.

6) проезд с 50% скидкой один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте (при наличии ранения, контузии или увечья):

61 тыс. чел. х (585 + 2034) руб. х 0,5 Ч 0,5 = 39,940 млн. руб.

 

Общая сумма расходов в год: 494,767 + 133,358 + 138,950 + 316,806 + 857,520 + 39,940 = 1981,34 млн. руб.

из них:

– за счет средств федерального бюджета 39,940 млн. руб.

– за счет средств субъектов Российской Федерации 1941,400 млн. руб.

Как показывает правоприменительная практика реализации мер социальной защиты, фактически эти затраты будут уменьшены, так как не каждый ветеран использует полностью предусмотренные законом льготы.

Локальные конфликты и войны за пределами СССР, участники которых имеют статус ветеранов

Алжир: 1962 - 1964 годы.

Египет: (Объединенная Арабская республика): с октября 1962 года по март 1963 года; июнь 1967 года; 1968 год; с марта 1969 года по июль 1972 года; с октября 1973 года по март 1974 года; с июня 1974 года по февраль 1975 года (личный состав тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала).

Йемен: с октября 1962 года по март 1963 года; с ноября 1967 года по декабрь 1969 года.

Вьетнам: с января 1961 года по декабрь 1974 года.

Сирия: июнь 1967 года; март - июль 1970 года; сентябрь - ноябрь 1972 года; октябрь 1973 года.

Ангола: с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года.

Мозамбик: 1967 - 1969 годы; с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года. Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года.

Афганистан: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

Камбоджа: апрель - декабрь 1970 года.

Бангладеш: 1972 - 1973 годы (личный состав кораблей и вспомогательных судов Военно-морского флота СССР).

Лаос: с января 1960 года по декабрь 1963 года; с августа 1964 года по ноябрь 1968 года; с ноября 1969 года по декабрь 1970 года

Сирия и Ливан: июнь 1982 года.

Реклама