Известия, № 191

Дмитрий Сафонов. Статья. Армия Путина: военная реформа теряет темп. Стр. 1

В понедельник начальник Генерального штаба Российской армии Анатолий Квашнин провел плановое совещание с главкомами видов Вооруженных сил. Тема встречи: выполнение планов реформирования армии, в том числе намеченного сокращения численности личного состава, генеральских должностей, а также комплектование войск, дислоцирующихся в Чечне

Однако истинной поступи военной реформы ощутить будет нельзя, пока она скрыта за четырьмя своеобразными "ширмами": Доктриной национальной безопасности, Программой реформирования Вооруженных сил, Программами перевооружения армии и реформирования ВПК. По мнению экспертов, эти документы лишь имитируют изменение военной структуры государства. Как считает ведущий оппонент Минобороны и Генштаба, председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев, главные направления реформирования - изменение принципов комплектования личного состава и перевооружение войск современными видами вооружений и военной техники - подменяются численным сокращением личного состава.

Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Владислав Путилин заявил "Известиям", что основным успехом реформы стало соблюдение графика сокращения личного состава, фактически подтвердив упреки в адрес творцов реформы. К концу года численность вооруженных сил не превысит 1 млн человек. Будет сокращено 300 генеральских должностей.

В то же время за кадром публичных дебатов остается поставленный министром обороны Сергеем Ивановым основной принцип реформы - качественное перевооружение армии. В этой области есть сразу две проблемы. Первая - отсутствие в военном бюджете значимых ассигнований на закупку современного вооружения. При нынешнем подходе к реформе армии все бюджетные средства придется отдать на выполнение плана сокращения личного состава. Но и без этого распорядиться имеющимися финансами Минобороны не смогло бы.

Вторая проблема: принятая одновременно с программой реформирования армии программа ее перевооружения не отвечает на вопрос, что, собственно, и в каком количестве нужно закупить для того, чтобы сделать российские Вооруженные силы современными. Пока этот документ, как говорят эксперты, представляет собой каталог вооружений и военной техники, имеющейся в "запасниках" конструкторских бюро. Иными словами, ни о каких серийных поставках без серьезного инвестирования речь идти не может.

Драматично решается вопрос и с новыми принципами комплектования Вооруженных сил. В Госдуме к ноябрю ожидают как минимум три варианта Закона об альтернативной службе: правительственный в соавторстве с Минобороны, разработку думского комитета по обороне и вариант депутата Владимира Семенова. Лучший будет выбран не раньше чем через полгода. Впрочем, без дополнительных финансовых вливаний проблемы опять же не решить.

Примером этого стала ситуация с набором контрактников в Чечню и Таджикистан. Раньше, в период активных боевых действий, военнослужащие получали в этих горячих точках до 1 тысячи рублей в сутки, и отбоя от желающих выполнить свой служебный долг не было. Сегодня картина изменилась: за зарплату в 2,5 тысячи рублей никто рисковать жизнью не хочет. В Таджикистане Минобороны "сэкономило", изменив статус 201-й мотострелковой дивизии с "миротворческой" (комплектуемой контрактниками) на "военную базу", пополняемую "бесплатными" срочниками. В результате начался отток профессионалов.

Подобное развитие ситуации прогнозировалось давно. Но, похоже, в Генштабе так и не научились сначала отмерять, четко уяснив цели и задачи реформы, а потом "отрезать".

Реклама