Независимое военное обозрение, приложение к "НГ", № 1

Сергей Мозговой. Статья. Во что верит "Христолюбивое воинство". Стр. 7

В 2003 Г. В ВООРУЖЕННЫХ силах Российской Федерации проведены социологические исследования для оценки религиозной ситуации в воинских коллективах. Было опрошено около 900 военнослужащих различных категорий в некоторых частях и соединениях военных округов и флотов.

Исследование показало, что уровень религиозности военнослужащих за последние пять лет не претерпел существенных изменений. Однако за последний год в очередной раз наметилась тенденция к увеличению числа военнослужащих, считающих себя верующими (43,4%). Всплеск религиозности среди военнослужащих (48%) был зафиксирован также в 1997 году. Тогда повышенное внимание к религиозным вопросам было связано с развернувшейся в обществе острой дискуссией в связи с принятием нового Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Это сказалось на религиозной самоидентификации военнослужащих, так как многие политики и средства массовой информации стали отождествлять религиозность с духовностью и патриотизмом.

Нынешняя тенденция увеличения числа военнослужащих, считающих себя верующими, также связана с усилением внимания к религии и Церкви со стороны различных политических сил и массмедиа в предвыборный период, когда усиление патриотического чувства стало связываться с религией.

Почти половина опрошенных военнослужащих (46%) ответили, что верят прежде всего в себя, а 32% - в судьбу. Более 17% респондентов допускают, что Бог существует, но не вполне уверены в этом. Остальные 39,5% являются неверующими, из них 7,7% сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили, что являются атеистами. В немалой части военнослужащих распространена вера в различные приметы и суеверия (21,4%), в астрологические прогнозы (8,6%), в колдовство и магию (3,7%).

Среди основных причин, побудивших обратиться к религии, опрошенные военнослужащие выделяют: национальную традицию - 16,3%, посещение церкви (мечети, дацана, синагоги, молитвенного дома и т.п.) -13,7%, уклад жизни в семье - 12,3%, поиск смысла жизни - 10,6%, личное несчастье - 6,2%, смерть родных и близких - 4,7%, болезнь - 3,9%, чтение религиозной литературы - 3,6%.

Сравнительный анализ социологических опросов, проведенных в разные годы, показывает, что начиная с 1992 г. общая доля верующих военнослужащих сначала возрастала (до 1997 г.), затем пошла на спад, допуская отдельные всплески (см. таблицу).

Данные, приведенные в таблице, показывают, что доля верующих военнослужащих во все годы составляла менее половины опрошенных. В то же время, по данным многих социологических опросов, верующие и неверующие составляют в современной России, в том числе в Вооруженных силах РФ, примерно равные группы населения (данные колеблются примерно в пределах 30-40%).

Значительное увеличение числа верующих военнослужащих в сравнении с данными исследований конца 80-х - начала 90-х годов побудили ряд авторов выступить с поспешными выводами о религиозном ренессансе. Между тем анализ качественных характеристик религиозности военнослужащих свидетельствует о том, что, несмотря на наблюдаемое в 90-х годах религиозное возрождение, подавляющее большинство военнослужащих (две трети) остаются неверующими и колеблющимися (в общей сложности около 60-65%).

Если же судить о степени религиозности, то она невысока. Только 2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% - один раз в день и лишь 2,4% - в присутствии священника. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или в трудную минуту. При этом только 3,8% верят в загробную жизнь, а 3,3% - в пророков и святых. В причастии нуждаются менее 3% опрошенных, а во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) - 4%, в чтении Священного Писания - 3%.

Несмотря на относительно высокий уровень военнослужащих, считающих себя верующими, число практикующих верующих в армии остается незначительным. Более чем десятикратная разница между числом военнослужащих, назвавших себя верующими, и их религиозной практикой свидетельствует не о том, что все они верят в Бога и придерживаются одной из религиозных традиций, а о том, что они происходят из определенной этнокультурной среды или культурной традиции.

Свои предпочтения в сфере духовной жизни респонденты определили следующим образом: молитва - 3% и чтение религиозной литературы - 3,9%. В то же время современные российские фильмы любят смотреть около половины всех опрошенных, рок-музыку предпочитают 22%, просмотр старого советского кино - 40%, любят зарубежное кино - 29,2%, детективы и фантастику - 26%.

Некоторые эксперты считают, что в новом столетии вопросы веры и неверия будут решаться индивидуально, то есть не по велению моды или политического давления, а станут делом свободного и осознанного выбора граждан. Это крайне важно для России, где существует более 60 конфессий и различных религиозных направлений, а более половины граждан безразлично относятся к вере и неверию или еще не определились в своих мировоззренческих исканиях. В ходе последнего исследования к этим категориям себя отнесли 57% опрошенных военнослужащих.

Анализ степени религиозности опрошенных военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что регулярно практикующих среди них и тех, кем постоянно двигают религиозные мотивы, насчитывается от 3 до 4%. Вопрос о степени и глубине религиозности остается открытым ввиду изменчивости мировоззренческих установок относительно большой группы военнослужащих. Более того, исследования показывают, что некоторые верующие молятся лишь иногда (34,5%), посещают богослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%).

Характерной особенностью религиозной ситуации в войсках является то обстоятельство, что многие военнослужащие стесняются говорить о своих атеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около 8%). Теперь это стало считаться признаком плохого тона и расценивается некоторыми начальниками и сослуживцами как непатриотичность ("русский значит православный", "православный значит патриот"). Тем не менее общее число неверующих военнослужащих составляет 40%, что согласуется с данными ВЦИОМа и кафедры религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ.

Динамика изменения отношения к религии военнослужащих ВС РФ за последние годы (в %)

Отношение к религии

1992

1993

1996

1997

1998

1999

2000

2003

верующие

25

27

37

48

37

32

36

43

неверующие

40

29

34

39

31

39

30

40

колеблющиеся

35

44

29

13

32

29

34

17

Реклама