Парламентская газета, № 87-88

Юлия Холодова. Статья. Виктор Озеров: Человеком в погонах общество должно гордиться. Стр. 1,2

Проблемы "человека в погонах" давно волнуют российское общество. Наш собеседник - председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, человек, который не только знаком с проблемами армии и флота, но и знает, что нужно сделать для того, чтобы этих проблем стало меньше.

- Виктор Алексеевич, скажите, насколько правовое поле обеспечивает, если так можно выразиться, деятельность нашей армии?

- Состояние законодательства в области обороны страны характеризуется тем, что приняты и вступили в силу основополагающие федеральные законы. Они позволяют регулировать правоотношения по общим проблемам и задачам обороны страны, а также по вопросам воинской обязанности и военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, международного военно-технического сотрудничества и другим.

Достаточно сказать, что только в этом году принято три важнейших закона - "О чрезвычайном положении", "О военном положении" и социальный закон, повышающий денежное содержание военнослужащих с 1 июля 2002 года.

Однако, на наш взгляд, законодательство в сфере обороны страны еще не представляет собой целостной системы, в нем пока отсутствуют или имеются в недостаточном количестве нормы прямого действия. Разнообразная, неунифицированная терминология, применяемая в законодательных актах, затрудняет правоприменительную деятельность. Мое твердое убеждение: необходимо прежде всего сформировать целостную систему военного законодательства. Добиться такого положения можно лишь в том случае, если будет выработана согласованная государственная политика в области обороны и безопасности.

- Как это должно происходить на практике?

- Как ни странно, все очень просто. Можно обойтись без дополнительных затрат, без создания управленческих структур. Здесь необходимо скоординировать взаимодействие Президента, парламента и исполнительной власти, а также обеспечить настойчивость в реализации намеченного. Кстати, позитивный опыт такого содружества уже есть. Я имею в виду проводимую в стране политику по искоренению детской беспризорности и безнадзорности.

- Не секрет, что особую актуальность сегодня приобретает проблема патриотического воспитания молодого поколения, в том числе и военнослужащих. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Наскоком эту проблему не решить. Тем более что в последнее десятилетие даже на государственном уровне о патриотическом воспитании вспоминали от случая к случаю. В результате само понятие патриотизма часто воспринималось как нарицательное. В последнее время положение меняется в лучшую сторону. По моему мнению, деятельность по патриотическому воспитанию в стране следует развивать. Актуальность такой работы очевидна в контексте реальных проблем формирования у молодого поколения страны патриотического сознания, приверженности идеалам служения Отечеству, формирования адекватного отношения к ценностям нашего государства: от отношения к Государственному флагу и Гимну Российской Федерации до безупречного выполнения гражданского долга перед своими соотечественниками.

- Самый больной вопрос для нашей армии - социальный статус "человека в погонах", престиж, общественное признание.

- Никто не спорит: защитники Отечества должны быть социально защищены во всем. В современном мире отношение общества и государства к своим защитникам - важнейший показатель их цивилизованности. Без сомнения, задача сегодняшнего дня состоит в формировании и реализации целостной концепции, направленной на придание военнослужащим высокого социального статуса, соответствующего общественной значимости их службы. В связи с этим важно создать реально функционирующий механизм реализации государственной социальной политики в силовых структурах. Содержание этой политики должно быть выражено в законодательно оформленных социальных гарантиях государства перед "людьми в погонах".

Задача состоит в поиске и реализации оптимальных средств разрешения проблем социального обеспечения военнослужащих при существующих ресурсах. Их содержание может быть сведено к следующим инициативам: во-первых, расширение и углубление функций гражданского контроля над Вооруженными силами в области социального обеспечения военнослужащих путем создания и организации деятельности совместных комиссий органов законодательной, представительной властей и силовых структур в видах и округах армии и флота. Основные усилия государственной социальной политики целесообразнее перенести из столицы и субъектов РФ в военные гарнизоны и городки; во-вторых, постоянное и систематическое проведение комплекса целенаправленных государственных и общественных акций в целом в Вооруженных силах, их округах и видах с привлечением творческой интеллигенции, представителей науки, культуры и т.д. Вооруженные силы должны вернуть себе имидж среды высокой образованности и культуры; в-третьих, создание и развитие реальной системы гарантий увольняемым с военной службы, включающей в "социальный пакет" обеспеченность жильем, трудоустройство; в-четвертых, обеспечение конституционного права военнослужащих на получение любого уровня образования, в том числе высшего, по месту своей профессиональной деятельности путем создания образовательных центров в военных городках и гарнизонах.

- Кстати, как сейчас обстоят дела с выплатой денежного довольствия военнослужащим?

- На сегодняшний день никаких задержек с выплатой денежного довольствия военнослужащим нет. Решить проблемы материального положения военнослужащих призван Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и представления им отдельных льгот", практическая реализация которого начнется с 1 июля 2002 года. Данный закон устанавливает новый порядок расчета денежного содержания военнослужащих, приведения его к уровню оплаты труда федеральных государственных служащих, а также перевод отдельных льгот военнослужащих в денежное выражение.

- А надбавки, скажем, за службу в "горячих точках" остаются?

- Названный федеральный закон не регулирует эти вопросы. В соответствии с его положениями военнослужащие, приобретая в абсолютных цифрах более высокое денежное содержание, теряют пенсионные надбавки, 50-процентную льготу по оплате жилья и коммунальных услуг. У военнослужащих сохраняется бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное медицинское обслуживание, остаются надбавки за особые условия военной службы и "полевые" начисления.

- Не получится ли так, что с 1 июля российские офицеры окажутся еще менее социально защищенными, а значит, ни о каком престиже Вооруженных сил, особенно в глазах молодежи, не может идти и речи?

- Чтобы этого не произошло, нужно принимать законы, адекватно отражающие потребности "человека в погонах". Именно этим мы и намерены заниматься.

Реклама